Второй опытный самолет-бомбардировщик Ту-85 был представлен на испытания как эталон для серийного производства.
Второй опытный экземпляр дальнего стратегического бомбардировщика "85" ("85/2", "85Д", изделие "852") - создавался в ОКБ-156 применительно к задаче использования ядерных боеприпасов, масса которых не превышала 6000 кг.
По сравнению с первым экземпляром Ту-85 была уменьшена до 12000 кг максимальная бомбовая нагрузка, применение бомбы ФАБ-9000 на самолете не предусматривалось. На бомбардировщике предусматривалась возможность использования минно-торпедного вооружения. Для контроля за результатами бомбометания и попутной фоторазведки на самолете могли устанавливаться АФА-БА/40, и один из трех фотоаппаратов: АФА-33/50, АФА-3375 или АФА-33/100, который
при полетах ночью заменялся на НАФА-ЗС/50. Для фотографирования ночью применялись фотобомбы.
Первый полет на самолете был выполнен 28 июня 1951 года.
После окончания испытаний самолет использовался для проведения различных исследований. В 1958 году самолет был списан.
Ту-85 - последний построенный отечественный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями и прямым крылом. Взлетная масса этого самолета впервые в СССР превысила 100 т.