Работы по проекту тяжелого стратегического бомбардировщика "85" были официально начаты в 1949 году в соответствии с Постановлением СМ СССР от 16 ноября (сентября) 1949 года №3929-1608 о создании дальнего бомбардировщика с двигателями АШ-2К или М-253. Бомбардировщик Ту-85 предназначался для транспортировки атомных бомб на межконтинентальную дальность. В перегрузочном варианте транспортировалась бомбовая нагрузка до 20000 кг бомб.
При проведении предварительных исследований к началу 1949 года в аэродинамических трубах ЦАГИ были продуты модели М-85 и М-64/85 (модель самолета "85" с крылом бомбардировщика "64" позднего проекта с мотогондолами двигателей АШ-2К).
Макетная комиссия приняла макет бомбардировщика Ту-85 в конце марта
1950 года. Опытный самолет Ту-85 с двигателями М-253К был поднят в воздух 9 января 1951 года. После окончания испытаний 20 октября
1951 года (выполнено 59 полетов) самолет использовался для отработки спецоборудован ия.
Фюзеляж круглого сечения состоял из шести технологически разъемных отсеков, три из которых включали
гермокабины экипажа. В первой гермокабине размещались бомбардир, штурман, летчик (командир корабля, второй летчик, бортинженер, радист, оператор РЛС и борттехник; в средней гермокабине - три стрелка; в кормовой кабине - стрелок хвостовой установки. Носовая и центральная гермокабины были соединены герметическим лазом. Экипаж 11-12 человек; для работы в две смены при особо дальних полетах - до 16 человек. Для отдыха экипажа в длительном полете предусматривалась установка трех легкосъемных коек. Для экипажа были предусмотрены средства безопасности при транспортировке атомных бомб на внутри-фюзеляжной подвеске и средства защиты при их применении.
Крыло самолета двухлонжерониое, состояло из центроплана с узлами крепления для двух моторов, двух промежуточных отъемных частей и двух консолей. Механизация крыла: шести-секционный посадочный щиток-закрылок, двухсекционные элероны с триммерами.
Шасси трехстоечное со спаренными колесами. Основные стойки убирались в обтекатели внутренних мотогондол, носовая - в нишу под передней гермокабиной.
В крыле между стенками лонжеронов размещалось 48 мягких бензобаков. Запас топлива на борту 20129-48600 кг (максимально - до 63600 л) -в зависимости от полетного задания.
Двигатели ОКБ В.А.Добрынина 24-цилиндровые четырехрядные Х-об-разные, жидкостного охлаждения. На втором экземпляре бомбардировщика планировалось установить двигатели АШ-2К (ОКБ А.Д.Швецова). При установке двигателей АШ-2К расчетная максимальная скорость была на 15-20 км/ч выше зарегистрированной при летных испытаниях.
Четыре фюзеляжные башни со спаренными пушками для кругового обстрела и кормовая пушечная установка для обстрела задней полусферы управлялись дистанционно по отдельности или с централизованного поста в фюзеляжном гермоотсеке. Для контроля за результатами бомбометания и попутной фоторазведки на самолете могли устанавливаться АФА-БА/40, и один из трех аэрофотоаппаратов: АФА-33/50, АФА-33/75 или АФА-33/100, который при полетах в ночных условиях заменялся на НАФА-ЗС/50.
В 1952 году на самолете "85" была испытана возможность транспортировки и сброса самой мощной отечественной фугасной авиабомбы -ФАБ-9000.
По результатам испытаний было определено, что самолет Ту-85 не обладает достаточной продольной устойчивостью и управляемостью, что ограничивало его использование в сложных метеорологических условиях. Противообледенительные устройства не обеспечивали полет в условиях обледенения. Малый запас кислорода в бортовых баллонах ограничивал время пребывания экипажа на большой высоте.
В конце 1949 года прорабатывались варианты увеличения дальности полета бомбардировщика "85" за счет применения дозаправки в воздухе от самолетов-заправщиков следующих типов: Ту-4Н (от одного или последовательно от двух самолетов), "75" или "85". В законцовке правой консоли бомбардировщика Ту-85 был предусмотрен механизм захвата шланга и замок для обеспечения его стыковки с топливной системой для дозаправки топливом в полете от самолета-танкера.
Стратегический бомбардировщик Ту-85 серийно не строился, хотя согласно Постановлению СМ от 28 ноября 1950 года №4764-2062 и Приказу МАП №240 подготовка серийного производства самолета "85" (Ту-85) велась на заводах: № 18, №22 и №23. Доводка и испытания первого и второго опытных образцов бомбардировщика Ту-85 затянулись, изготовленная оснастка и инструмент для серийного производства самолета ТУ-85 были законсервированы.

Теги: