Послевоенное развитие тяжелых бомбардировщиков неоднократно претерпевало практически революционные преобразования. За десятилетие бомбардировочная авиация практически полностью перешла на реактивные и турбовинтовые двигатели, получила
на вооружение управляемые ракеты, атомное оружие, радиоэлектронные средства обнаружения целей, навигации, постановки помех, авионику, новые средства обслуживания, эксплуатации и ремонта.
Бывшие военные союзники по антигитлеровской коалиции после войны довольно быстро разделились на два противостоящих друг другу лагеря, образовав военные блоки НАТО и Варшавский договор. Амбиции руководства двух сверхдержав СССР и США в ядерной гонке привели к рождению специальных вариантов серийных бомбардировщиков для применения атомных, а позднее и водородных бомб. С момента появления авиационных ядерных боеприпасов тяжелые бомбардировщики действительно стали стратегическими, т.к. их использование могло существенно повлиять на исход войны.
Первоначально турбореактивные двигатели конца 1940-х годов не обладали ни требуемой тягой, ни удовлетворительным удельным расходом топлива для обеспечения возможности создания нового поколения бомбардировщиков. Однако в конце 1940 - начале 1950-х годов, благодаря труду ученых и конструкторов, а также созданию мощных, сравнительно экономичных ТРД и ТВД позволило начать разработку тяжелых, а позднее и межконтинентальных бомбардировщиков.
В первой половине 1950-х годов СССР и США избрали практически одинаковый путь развития стратегических наступательных систем вооружения. Создавались летательные аппараты различных типов с целью дальнейшего отбора для формирования национальных стратегических сил. Обе страны развернули работы по следующим направлениям:
- создание стратегического бомбардировщика - носителя ядерного оружия;
- создание межконтинентальной крылатой ракеты (самолета-снаряда);
- создание межконтинентальной баллистической ракеты.
Как в США, так и в СССР работы по всем этим направлениям создания носителей ядерного оружия велись на конкурсной основе.
Созданный и запущенный в массовое производство бомбардировщик Ту-4 не мог обеспечить доставку ядерных бомб на межконтинентальную дальность. К середине 1950-х годов он имел характеристики, близкие к дальним бомбардировщикам. Поэтому с конца 1940-х годов в обеспечение создания межконтинентального средства доставки были развернуты поисковые работы по нескольким направлениям. Применительно к тяжелой бомбардировочной (стратегической) авиации рассматривались следующие направления:
- создание средств дозаправки топливом бомбардировщиков в полете;
- создание нового стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью;
- создание стратегических бомбардировщиков-гидросамолетов для обеспечения возможности проведения дозаправок по маршруту полета в океане от подводных лодок-танкеров или специальных баз заправки в океане;
- создание промежуточных аэродромов в Арктике, оборудованных на дрейфующем льду;
- проработка вариантов захвата аэродромов передового базирования на территориях других стран в военное время.
Разработка систем дозаправки топливом в полете для увеличения дальности полета применительно к тяжелым бомбардировщикам была начата в СССР в 1948 году. В 1949 году система прошла испытания, а в 1952 году часть самолетов Ту-4 была оборудована системой дозаправки, некоторое количество самолетов Ту-4 были переоборудованы в самолеты-танкеры. В результате проведенных работ самолеты типа Ту-4 получили возможность при выполнении дозаправки в воздухе совершить полет с ядерным боепри-пасом до целей на территории США, на большее топлива не хватало.
В конце 1940 - середине 1950-х годов для бомбардировщиков было создано несколько вариантов систем дозаправки в полете от однотипных самолетов-танкеров. Системы заправки самолетов были централизованными и обладали большой производительностью. Были отработаны приемы сближения и обеспечения контакта самолета-танкера и заправляемого бомбардировщика. В дальнейшем системами дозаправки оснащались практически все самолеты дальне-бомбардировочной авиации, что значительно расширило их боевые возможности.
Достигнутый в конце 1940-х годов уровень аэродинамического совершенства конструкции, технологии и культуры производства самолетов и бортового оборудования, а также новые методы проектирования крупногабаритных летательных аппаратов все же не позволяли коренным образом уменьшить взлетную массу бомбардировщиков при заданной межконтинентальной дальности полета. После запуска в серийное производство бомбардировщика Ту-4 в ОКБ-156 были разработаны проекты нескольких бомбардировщиков и созданы опытные экземпляры тяжелых бомбардировщиков Ту-80 и Ту-85. Переданный на испытания в 1951 году бомбардировщик Ту-85 воплотил все самое совершенное в авиастроении рубежа 1940-1950-х годов. Бомбардировщиком Ту-85 завершилось создание отечественных тяжелых бомбардировщиков с поршневыми двигателями.

Теги: