Тяжелый бомбардировщик Ту-80 явился развитием серийного тяжелого бомбардировщика Ту-4 с проведением
работ по улучшению аэродинамики за счет общей схемы самолета (среднеплан против ранее использовавшейся схемы
низкоплан), изменения консолей крыла, передней части фюзеляжа при некоторой доработке силовой установки с использованием двигателей АШ-73ТКФН.
Согласно Постановлению СМ СССР №2052-804 от 12 июня 1948 года ОКБ-156 должно было спроектировать бомбардировщик с четырьмя двигателями АШ-2ТК и предъявить его на испытания в середине 1949 года. ТТТ на тяжелый бомбардировщик были выданы ВВС.
По эскизному проекту новый бомбардировщик Ту-80 при перегрузочной взлетной массе 67450 кг с запасом горючего до 21930 кг должен был нести бомбовую нагрузку 1500 кг.
Из-за задержек в получении новых двигателей на начальной стадии конструкторских работ дальнейшее проектирование велось под двигатели АШ-73ТКФ.
В ходе проектных работ было использовано крыло бомбардировщика Ту-4 с увеличенной до 173 м* площадью.
Кроме бомбового вооружения, прорабатывались варианты подвески на самолете морских мин и торпед.
Для проведения фотосъемки в ночных условиях предполагалась установка на самолете НАФА-ЗС.
Боезапас стрелково-пушечного вооружения (на ствол) в установках: ВПУ, ВЗУ, НЗУ - 250-275 снарядов, НПУ - 200-250, КДУ - 500 снарядов. Предполагалась установка радиолокационных прицелов стрелково-пушечных установок типа "Кадмий-1" и "Кадмий-2".
В ходе проектирования исследовалась возможность оснащения бомбардировщика системой дозаправки в воздухе от самолета-танкера Ту-75, проект которого прорабатывался в ОКБ-156. Расчетные исследования, проведенные в 1949 году, показали, что применение заправщиков на базе самолета "75" при дозаправке в воздухе позволяет увеличить раднус действия бомбардировщика "80" с двигателями типа АШ-73ТК на 2000-4000 км, для самолетов с двигателями АШ-73ТКФН-до 4700-5000 км.
Опытный образец самолета Ту-80 был построен авиазаводом №156 к 1 августа 1949 года. Первый полет на Ту-80былвыполнен 1 декабря 1949года.
В соответствии с Постановлением СМ СССР №3929-1608 от 16 ноября (в некоторых публикациях Постановление датируется 16 сентября) 1949 года самолет Ту-80 передавался для проведения летных исследований. В ходе испытательных полетов выполнялись исследования в обеспечение работ по перспективному бомбардировщику Ту-85.
В марте 1951 года в летных условиях на внутренних двигателях были проведены испытания флюгерно-реверсив-ных винтов АВ-16У, разработанных в ОКБ-150. Для оценки упругих деформаций крыла строящегося дальнего бомбардировщика Ту-85 на крыле самолета Ту-80 были смонтированы реперы, а на фюзеляже и кнле установлены кинофотопулеметы С-13 (3 и 2 штуки соответственно). Опытные полеты проводились по июль 1951 года.
В связи проводившимися конструкторскими работами по созданию тяжелого стратегического бомбардировщика Ту-85, обладавшему значительно более высокими летными характеристиками и возможностями по транспортировке боевой нагрузки, работы по бомбардировщику Ту-80 были прекращены, опытный самолет был
переброшен на полигон и использован в качестве мишени.

Теги: