Кроме Советских конструкторов и ученых, в первые послевоенные годы к созданию тяжелых бомбардировщиков привлекались и немецкие конструкторы, работавшие на территории СССР в советско-германских КБ. Создание бомбардировщика EF-132 началось в 1945 году под руководством Б.Бааде согласно программе опытного самолетостроения иплануработОКБ-1 в Дессау (Германия, Восточная зона). В 1947 году проект бомбардировщика был переработан ОКБ-1, переведенным в СССР.
Велись исследования и по необычным летательным аппаратам. Проект гиперзвукового сверхдальнего "бомбардировщика-антипода" австрийского ученого Э.Зенгера просматривался командованием ВВС СССР для организации работ по созданию аналогичного самолета, совершающего полет на больших высотах с рикошетирующей траекторией. Предполагалось в 1946 году организовать новый исследовательский институт и КБ, привлечь к работам профессора Зенгера и бывших его сотрудников, но начатые в СССР работы, по всей видимости, не проводились в сколько-нибудь заметном объеме.
В конце 1940-х годов, кроме истребительной авиации, основными средствами поражения ударных самолетов были наземные артиллерийские системы, которые реально можно было сконцентрировать только для обеспечения обороны отдельных объектов. Ограниченное число сложнейших артиллерийских комплексов, построенных с использованием зенитных орудий калибра 100, 105, 127, 130 и 152 мм с радиолокационными средствами обнаружения и управления огнем, а также снарядами, оснащенными радиовзрывателями, не позволяло даже промышленно развитым странам создать полноценную систему ПВО страны. Однако достаточно высокая вероятность поражения самолета крупнокалиберными зенитными снарядами артиллерийских систем ПВО в зонах особо важных стратегических объектов потребовала создания ударных самолетов с увеличенным потолком при полете над целью.
После проведения испытаний первого советского ядерного устройства в 1949 году и определения требований к его самолету-носителю по массо-габаритным характеристикам боевой нагрузки, условиям транспортировки и применения боеприпаса, защиты экипажа и самолета-носителя от поражающих факторов ядерного взрыва начались реальные работы по созданию самолетов-носителей. В достаточно короткий срок на базе серийного самолета Б-4 (Ту-4) был создан носитель ядерных бомб Ту-4А.
Очень интересен в истории авиации рубеж 1940 - 1950-х годов, когда начались работы по нескольким направлениям, включая внедрение реактивных двигателей, ракетного оружия и ядерных боеприпасов.
Бурное развитие двигателестро-ения в послевоенные годы позволило перевести на реактивные двигатели сначала сравнительно легкие самолеты,позднее и тяжелые. Однако использование мощных экономичных поршневых двигателей в дальней бомбардировочной авиации, часто в комбинации с реактивными, рассматривалось в конструкторских бюро практически до конца 1940-х годов. В качестве ударного вооружения предусматривалась возможность применения управляемых бомб и перспективных самолетов-снарядов (крылатых ракет). В нескольких ОКБ, включая ОКБ-156 А.Н.Туполева, ОКБ-240 С.В.Ильюшина и ОКБ-482 В.М.Мясищева, в 1947-1948 годах велись проектные проработки межконтинентального стратегического многомоторного бомбардировщика с поршневыми моторами. Для обеспечения заданной заказчиком дальности полета до 20000 км требовалось создать шести- или восьмидвигательные самолеты-бомбардировщики. Самолеты с большой взлетной массой требовали создания аэродромов высокой классности с длинной бетонной взлетной полосой, разветвленной сетью рулежных дорожек и протяженной зоны безопасности для обеспечения набора высоты при малой скороподъемности.
Война в Корее 1950-1953 годов показала высокую уязвимость бомбардировщиков с поршневыми двигателями в воздушных боях с реактивными истребителями, обладавшими значительно большей скоростью полета. Появление, а несколько позже и принятие на вооружение в ряде стран управляемого зенитного ракетного оружия, реактивных истребителей с управляемыми ракетами класса "воздух-воздух", обладавших дальностью стрельбы значительно большей, чем пушечное вооружение бомбардировщиков, внесло коррективы в программы самолетостроения. Целесообразность создания и использования в дальнейшем межконтинентальных бомбардировщиков с поршневыми двигателями, обладавших дальностью полета 12000-14000 км, скоростями полета до 700 км/ч и потолком порядка 12000, полностью теряла смысл. Поэтому, еще в конце 1940-х годов работы во всех отечественных КБ по бомбардировщикам с поршневыми двигателями были завершены на стадии эскизного проектирования.

Теги: , ,