Австрийский ученый Э.Зенгер (Eugen Sanger) в 1933 году предложил проект самолета с межконтинентальной дальностью. С 1936 года проектные работы по самолету велись в институте DVL в Берлине.
Самолет, в его поздних вариантах, по проекту Зенгера предназначался для нанесения бомбовых ударов по территории США. Предполагалось создание гиперзвукового "бомбардировщика-антипода", совершающего полет на больших высотах с рикошетирующей траекторией.
Взлет самолета должен был осуществляться с горизонтального монорельсового эстакадного пути длиной 2,9 км при помощи салазок, оснащенных стартовым ускорителем с тягой 600000 кг (время работы 11с). Набор высоты 250-260 км производился по крутой восходящей траектории, время
работы ЖРД самолета - 8 мин. В ходе полета при быстром снижении самолета в плотные слои атмосферы он должен был рикошетировать от верхних слоев атмосферы (на высотах около 40 км), вновь подниматься в безвоздушное пространство на высоту до 250 км. Многократно повторяя снижение, самолет двигался по волнообразной траектории с потерей кинетической энергии, постепенно переходя к планирующему полету.
После сброса бомбовой нагрузки полет (с возвращением на базу) с высоты 38 км происходил только при пологом планировании с начальной скоростью около 13000 км/ч. Проектное полетное время при нанесении удара по территории США - около 80 мин.
Нижние поверхности фюзеляжа и крыла, используемого в основном при
"Бомбардировщик-антипод" - проект Зенгера
У////////////////////Л
И
~~i г'-'т г1"1! г1-1! rLjT г'-1'. г1-1! г1^ rLii I-------1 I—J I—J I-------1 1-------1 I___J I____I I___J
Стартовое устройство бомбардировщика
полете на сравнительно малых скоростях в предпосадочном режиме и для уменьшения скорости при посадке, составляли практически единую плоскость.
Двигатель самолета должен был работать на жидком кислороде и нефти. Цилиндрические топливные баки располагались в фюзеляже.
Судя по малой величине полезной нагрузки, приводимой в некоторых источниках, бомбардировщик проектировался и для нанесения ударов оружием массового уничтожения (например, химическим).
Невозможность осуществления проекта из-за предельной загруженности промышленности текущими военными заказами привела к практически полному прекращению работ по проекту в 1942 году. Результаты исследований по проекту были опубликованы в Германии в 1944 году.
По оценкам, проведенным в СССР после окончания войны, в НИИ-3 при установке на бомбардировщик двигателей с удельной тягой 300 с могла быть обеспечена дальность полета до 20500 км при скорости полета на конечном участке около 6 км/с; масса бомбардировщика в конце полета не могла превышать 0,1 от величины взлетной массы. Расчетные значения скорости и конечной массы при дальности полета 6800 км - 4 км/с и 0,22 соответственно.
В 1946 году командированный в Германию инженер ОКБ-3 И.Н. Моишев нашел в Дессау отчет по проекту бомбардировщика Зенгера и ознакомил с ним вышестоящее руководство.
Проект гиперзвукового сверхдальнего бомбардировщика Э.Зенгера просматривался командованием ВВС СССР (рассматривались отчетные материалы по исследованиям, проведенным в Германии до мая 1945 года) для организации работ по созданию аналогичного самолета. Предполагалось в 1946 году организовать новый Исследовательский институт, специальное КБ, привлечь к работам профессора Зенгера и бывших его сотрудников.
Начатые работы, по всей видимости, не проводились в сколько-нибудь заметном объеме. Одной из причин полного прекращения работ было то, что профессор Зенгер находился в Западной зоне оккупации (Германии) и принимал участие в работах по экспериментальным самолетам с ракетными двигателями во Франции.

Теги: , ,