Первый отечественный самолет-носитель ядерного оружия - тяжелый бомбардировщик Ту-4А создавался за несколько этапов.
Первоначально был создан опытный самолет-носитель для обеспечения испытаний ядерных авиабомб.
Ту-4 - самолет-носитель для проведения испытаний первых отечественных атомных бомб создан на базе серийного тяжелого бомбардировщика Ту-4. Самолет был существенно доработан под руководством А.Н.Туполева и его заместителя по вооружению А.В.Надашкевича. В габаритах существующего бомбового отсека была создана новая бомбардировочная установка, обеспечивавшая подъем изделия с помощью лебедок, надежное закрепление на мосту через замок-держатель с управляемым электрическим приводом сбрасывания. Осуществлена доработка электрического оборудования самолета для обеспечения стыковки с изделием через специальный разъем, что позволяло производить сброс изделия "на взрыв" или "не взрыв". Введена частичная герметизация бом-боотсека и система электрообогрева с контролем температуры. В полете термостабилизация изделия в бом-боотсеке обеспечивалась при наружной температуре до -50...-60°.
Ввод данных и контроль параметров аппаратуры проводился из кабины штурмана-оператора с помощью пульта управления, соединенного с изделием кабельной линией.
Оптический прицел был доработан в части расширения диапазона баллистических характеристик с введением механизма управления выдачей по каналам УКВ и KB радиосвязи тонально-модулированных сигналов. Самолет оснащался аппаратурой контроля режимов полета с изделием, температурного режима в бомбоотсеке, аппаратурой измерений параметров поражающих факторов взрыва при их воздействии на самолет (давление в ударной волне, интенсивность светового облучения, деформация силовых узлов самолета, а также фото-, киносъемочной аппаратурой регистрации развития процесса взрыва. Для обеспечения температурного режима при выполнении подъема изделия в бомбоотсек до закрытия бомболюков была создана защитно-утеплительная палатка с использованием внешних источников тепла - печей обогрева. Первый самолет, переоборудованный на летно-дово-дочной базе ОКБ-156 в Жуковском по
упрощенному варианту, был передан для эксплуатации на 71 полигон в 1948 году и использовался при проведении летно-баллистических испытаний "изделий 501", второй самолет-носитель был поставлен позднее. Доработка опытных самолетов-носителей была закончена в 1951 году. Для определения воздействия ударной волны на самолет-носитель в Крыму на полигоне был произведен опыт с подрывом на земле заряда ВВ массой Ют. Измерения параметров ударной волны производились на трех самолетах Ту-4, пролетавших на различных высотах и удалениях от точки взрыва.
Для измерения давления в ударной волне использовались приборы ИДД разработки и изготовления ИХФ АН.
Отработка транспортировки и сброса атомных бомб (габаритно-весовых макетов) производилась на Алтае. В ходе испытаний были отработаны парашютная система бомбы и радиовысотомеры взрывателей.
Самолет Ту-4 был использован 24 сентября 1951 года для подрыва по радиокомандам бомбы РДС-2, размещенной на 39-метровой наземной вышке. Эксперимент проводился с целью уточнения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва на самолет-носитель.
Были рассмотрены различные варианты полета самолета-носителя Ту-4 в условиях ядерного взрыва изделия РДС-2:
- полет по окружности относительно места расположения башни и выходом с момента взрыва на направление касательной к этой окружности в одном случае без изменения режима полета, а в другом - со снижением и соответствующим увеличением скорости;
- полет до момента взрыва аналогичен предыдущему варианту, но с разворотом после взрыва на направление от центра взрыва как без изменения режима полета, так и со снижением и увеличением скорости;
- прямолинейный полет над башней с выбором времени момента взрыва.
Окончательно был принят вариант прямолинейного полета самолета Ту-4 над башней на высоте 10000 м при соответствующей задержке момента взрыва изделия РДС-2, обеспечивающей уход самолета на заведомо безопасное удаление от места взрыва - до 20 км.
18 октября 1951 года на Семипалатинском полигоне был осуществлен первый в СССР сброс атомной бомбы с самолета-бомбардировщика.
В 1952 году на 71-м полигоне были проведены наземные и контрольно-летные испытания серийно изготовленного самолета-носителя Ту-4 (Ту-4А).
При проведении испытаний ядерного оружия в обязательном порядке использовался и самолет-дублер. Самолет-дублер Ту-4 нес авиабомбу ФАБ-1500 в инертном снаряжении. В случае отказа на основном носителе бортовых прицельных средств самолет-дублер в строю должен был занять место ведущего, продолжать полет в соответствии с заданием вплоть до бомбометания в назначенное время по цели опытного поля с передачей по радио серии тонально-модулированных сигналов. Сигналы и факт отрыва ФАБ-1500 от самолета-дублера в этом случае являлись для экипажа самолета-носителя командой на сброс изделия.
После всесторонней отработки на опытном самолете всех аспектов транспортировки и применения авиационных ядерных бомб, создания средств защиты экипажа, конструкции бомбардировщика и его бортовых приборов был разработан проект переоборудования серийных самолетов в самолеты-носители ядерных бомб.
Ту-4А - тяжелый бомбардировщик -носитель ядерного оружия, внешне отличался белой окраской и установкой защитных шторок на остеклении кабин.
В вариант Ту-4А было переоборудовано восемнадцать серийных экземпляров бомбардировщика Ту-4, на которых были установлены оборудование для термостатирования бомбоот-сека и аппаратура терморегулирования, системы защиты экипажа от радиации и светового излучения ядерного взрыва.
В ходе проектирования рассматривались два варианта подвески атомной бомбы: внутренняя и внешняя для бомбы увеличенной длины, но прежнего диаметра.
Система бомбардировочного вооружения для самолета-носителя Ту-4 А была разработана в ОКБ-156 под руководством А.В.Надашкевича.
В 1952 году ВВС были переданы все 18 серийных машин Ту-4, переоборудованных в вариант Ту-4 А. Самолеты Ту-4А неоднократно использовались при испытаниях ядерного оружия и отработке его боевого применения.
Самый известный случай использования самолета Ту-4А для сброса атомной бомбы - во время проведения общевойсковых учений на Тоцком полигоне в 14 сентября 1954 года.
Характеристики самолета Ту-4А практически повторяли характеристики базовой модели - бомбардировщика Ту-4.Эскизный проект тяжелого дальнего бомбардировщика с дальностью полета до 15000 км разрабатывался в ОКБ-482 под руководством главного конструктора В.М.Мясищева.
Бомбардировщик предполагался для замены проектировавшегося тяжелого бомбардировщика Ту-4, который создавался в СССР как аналог американского тяжелого бомбардировщика В-29, выпускавшегося серийно в США с 1943 года. Бомбардировщик ОКБ-482 должен был обладать большей дальностью полета, увеличенной бомбовой нагрузкой.
Для обеспечения быстрого перехода на выпуск нового бомбардировщика предлагалось использовать винтомоторную установку, все элементы приборного оборудования и вооружение самолета Ту-4 без изменений.
В качестве путей развития проекта рассматривались варианты самолета при использовании единого планера, но с различными вариантами силовой установки:
- с поршневыми двигателями типа АМ-39ФТК с толкающими винтами (расчетная дальность полета - 14000 км, максимальная скорость - до 625 км/ч);
- с турбовинтовыми двигателями (скорость до 700-750 км/ч);
- с турбореактивными двигателями. Работы над проектом бомбардировщика были прекращены по причине расформирования ОКБ-482 в 1946 году.

Теги: , , ,