В апреле 1945 года в СССР было издано Указание ГКО, на основании которого были организованы учет, сбор и восстановление совершивших вынужденную посадку на контролируемой советскими войсками территории самолетов союзных войск. Проведенные мероприятия по поиску, восстановлению и ремонту позволили передать на вооружение авиации дальнего действия незначительное количество американских бомбардировщиков типа Boeing В-17 "Flying Fortres " и Consolidated- Vultee B-24 "Liberator ", которые эксплуатировались до начала 1950-х годов
Советский Союз после окончания Второй мировой войны имел мощный Воздушный флот, оснащенный достаточно совершенными боевыми самолетами, развитую авиационную промышленность и несколько конструкторских бюро, обладавших богатым
опытом проектирования самолетов различных типов.
На вооружении авиации дальнего действия в 1945 году был только один тип тяжелого бомбардировщика - Пе-8, серийное производство последних модификаций которого было прекращено в начале 1945 года. Самолеты Пе-8 (ТБ-7) находились на вооружении Советской армии до середины 1946 года, позднее использовались в полярной авиации СССР в качестве самолетов снабжения станций "Северный полюс" и самолетов дальней ледовой разведки.
После окончания войны достаточно быстро было проведено сокращение авиапарка боевой авиации с ликвидацией устаревших типов боевых машин. Перевод промышленности в первые послевоенные годы на выпуск мирной продукции был проведен с сокращением производства боевых самолетов.
1945 год можно считать рубежным для отечественного самолетостроения. Во-первых, с конструкторских коллективов практически полностью были сняты ограничения военного времени по разработкам новых типов летательных аппаратов, что отнюдь не давало возможности значительно увеличить время проектирования самолетов и не сокращало номенклатуры проектировавшихся самолетов в различных ОКБ. Во-вторых, в 1945 году произошло "знакомство" советских конструкторов с самолетами практически всех типов и модификаций, в том числе и с реактивными самолетами и двигателями, приборами, материалами, технологиями, созданными немецкими конструкторами и промышленностью в последние годы. Специалистам в СССР для изучения было предоставлено и управляемое авиационное вооружение, предназначенное для поражения наземных и надводных целей. В-третьих, в августе 1945 года состоялось первое применение Соединенными Штатами ядерного оружия в ходе боевых действий с Японией, что потребовало ускорения работ по созданию отечественного ядерного оружия и средств его доставки. Несмотря на разногласия между союзниками по антигитлеровской коалиции, были произведены поставки в СССР английских реактивных двигателей. Авиапромышленность страны в короткие сроки начала выпускать реактивные авиадвигатели, созданные на базе лицензионных английских и трофейных немецких реактивных двигателей, а также первые реактивные двигатели отечественной разработки.
Начало работ над ядерным оружием в СССР поставило острый вопрос о создании средств доставки ядерных бомб. В середине 1940-х годов к таковым могли относиться только тяжелые бомбардировщики, обладавшие требуемой грузоподъемностью и значительной дальностью полета.
Тяжелые бомбардировщики, несмотря на длительный цикл проектирования и строительства, во все времена являлись отражением самых современных идей в авиастроении. Любой самолет должен обеспечивать не только выполнение боевой задачи при использовании бортового комплекса вооружения, но и решать задачи по самообороне в отрыве от самолетов прикрытия, своих баз и войск на несколько сотен и даже тысяч километров, автономный многочасовой полет в заданную точку и возврат на базу. Системы и средства жизнеобеспечения экипажа должны обеспечить во время многочасового полета минимальную утомляемость, питание и отдых, спасение в экстремальных ситуациях над сушей и над морем.
В СССР на конкурсной основе с 1944 года в нескольких конструкторских бюро велись работы над проектами высотных тяжелых бомбардировщиков, предназначенных для доставки как обычных крупнокалиберных, так и в перспективе ядерных авиабомб. В качестве средств противодействия бомбардировщикам со стороны ПВО противника рассматривались высотные истребители и крупнокалиберная зенитная артиллерия.
На основании Постановления ГКО проект дальнего высотного бомбардировщика с гермокабинами в вариантах ДВБ-202 и ДВБ-302 разрабатывался в ОКБ-482 под общим руководством В.М.Мясищева. Проектные проработки дальнего тяжелого бомбардировщика выполнялись в ОКБ-240 главного конструктора С.В.Ильюшина (проект Ил-14) и в ОКБ-22 под руководством главного конструктора И.Ф.Незваля. В ОКБ-156, руководимом главным конструктором А.Н.Туполевым, велась разработка дальнего тяжелого бомбардировщика "64". Согласно требованиям ВВС тяжелый бомбардировщик "64" должен был обладать также возможностями проведения дневной и ночной стратегической фоторазведки (задавалась техническая дальность до 7000 км с дополнительным топливным баком в бомбоотсеке) и обеспечивать десантно-транспортные операции в
дополнение к основному назначению.
Во второй половине 1944 года на Дальнем Востоке СССР четыре бомбардировщика Boeing В-29 ВВС США совершили вынужденные посадки после проведения бомбардировок Японии. В июне 1945 года было принято решение ГКО о создании отечественного аналога американского бомбардировщика В-29, который был использован ВВС США в качестве самолета-носителя первых американских атомных бомб. Три из имевшихся в СССР самолета В-29 были восстановлены, приведены в летное состояние и использовались как эталоны и прототипы при создании их отечественного аналога - бомбардировщика Б-4 (Ту-4, изделие "Р"), что позволило в кратчайшие сроки практически ликвидировать отставание в развитии тяжелых бомбардировщиков и резко повысить технологический уровень нескольких отраслей отечественной промышленности.
Поставленная руководством страны задача по созданию аналога бомбардировщика В-29 привела к прекращению работ над проектами "64", Ил-14, ДВБ-202, ДВБ-302 и разработками по тяжелым бомбардировщикам в ОКБ-22.
Менее чем за два года советские конструкторы и ученые обеспечили создание как самолета, так и всего бортового оборудования тяжелого бомбардировщика Ту-4. Постройка около 850 таких машин практически обеспечила потребности авиации в данном типе авиатехники. Самолет Ту-4 оказался полезным и для решения других важных задач. До появления тяжелых транспортных самолетов, способных перевозить десантников и технику в грузовых отсеках фюзеляжа, в качестве самолетов ВДВ использовались бомбардировщики Ту-4, перевозившие требуемую нагрузку в бомбоотсеках, на внешней подвеске в специальных контейнерах. Эти самолеты могли буксировать десантные грузовые планеры.

Теги: , ,