Прогресс в развитии авиации в начале XX века резко ускорился с началом Первой Мировой войны и применением самолетов в военном деле. Довольно быстро с момента появления многомоторных машин был сформирован тип самолета - тяжелый бомбардировщик, предназначенный для решения оперативно-тактических, а позднее, с появлением ядерного оружия, и стратегических задач. Не зазорно еще раз напомнить, что первые успешно летавшие многомоторные самолеты были построены вРоссииещев1912-1913годах ипервое в мире соединение тяжелых многомоторных самолетов-бомбардировщиков было сформировано также в России. Это были самолеты типа "Илья Муромец" конструкции известного русского инженера И.И. Сикорского.
Непродолжительное послевоенное затишье сменилось новой волной строительства военной авиации. Долгое время сильное влияние на руководителей ведущих стран мира оказывала доктрина генерала Джулио Дуэ (D.Douhet), возглавлявшего Центральное управление авиации Италии в начале 1920-х годов. Теория господства авиации в современной войне, которая, завоевав полное превосходство в воздухе над противником, способна ударами по государственным центрам управления и экономики, в том числе и в глубоком тылу, решить исход войны, предвосхитила развитие авиации на несколько десятилетий. Практически все экономически развитые страны, имеющие авиационную промышленность, начали проектирование и строительство тяжелых и дальних бомбардировщиков, а для их сопровождения -многомоторных воздушных крейсеров с сильным стрелково-пушечным вооружением. Порой для увеличения дальности полета и бомбовой нагрузки жертвовали скоростью, маневренностью и другими характеристиками.
В результате длительных проектно-конструкторских работ в 1930-е годы в СССР сложился классический тип тяжелого дальнего бомбардировщика. Представителями этого типа ЛА в Воздушном флоте РККА последовательно были ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6), ТБ-7 (АНТ-42), спроектированные в конструкторском бюро А.Н.Туполева и строившиеся серийно. Проектированием тяжелых бомбардировщиков занимались и другие конструкторские коллективы страны, но их самолеты остались в опытных экземплярах.
Тяжелые бомбардировщики
Вторая мировая война показала многие особенности и выявила преимущества бомбардировщиков разных классов, внесла существенные изменения в тактику использования Военно-воздушных сил, в способы и виды их взаимодействия с наземными войсками. Сложная ситуация в начальный период Великой Отечественной войны приводила к решениям не всегда эффективным. Так, неоправданной оказалась практика использования советских тяжелых бомбардировщиков (в том числе и ТБ-7, по причине недостатка фронтовых бомбардировщиков) в качестве фронтовых, что приводило к огромным их потерям. Парк устаревших бомбардировщиков типа ТБ-3 был практически полностью утрачен, а оставшиеся самолеты в дальнейшем использовались в качестве десантно-транспортных и на перевозках грузов в тылу. Восполнить потери тяжелых бомбардировщиков в ходе войны за счет постройки самолетов на авиазаводах страны не удалось, поставок самолетов такого класса союзниками не производилось. Последний из разработанных в предвоенный период тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8) строился серийно, но в крайне ограниченных количествах, что не могло удовлетворить потребность авиации дальнего действия в самолетах такого класса. В то же время тяжелые бомбардировщики союзников показали высокую эффективность в войне с Германией и Японией. На это особо обратило внимание руководство Советского государства.

Теги: ,