В создании отечественных летательных аппаратов, включая бомбардировщики, принимали участие ведущие институты авиационной промышленности и Вооруженных сил: ЦАГИ, СибНИА, ВИАМ, ЦИАМ, НИИАС, НИИ № 15 ВВС ВМФ, 30 ЦНИИ МО, ЛИИ, ГНИКИ ВВС и др. Оии отрабатывали аэродинамические схемы, определяли обликовые характеристики перспективных самолетов и формировали требования к иим, проводили исследования в области перспективных конструкционных материалов, двигателей и систем оружия. Проектирование бомбардировщиков и ударных авиационных систем велось практически во всех отечественных авиационных конструкторских бюро под руководством Главных и Генеральных конструкторов: А.Н.Туполева, В.М.Пет-лякова, В.М.Мясищева, СВ.Ильюшина, Г.М.Бериева, О.К.Аитоиова, Р.Л.Бар-тиии, П.О.Сухого, А.С.Яковлева и др.
Совместно с проектированием самолетов и двигателей для иих создавалось ударное и бортовое вооружение самолетов, пилотажио-иавигациоииое, связное, высотное, спасательное оборудование и многое другое, без чего невозможно эффективное использование боевых средств авиации. Так, авиационные ракеты большой дальности для бомбардировочной авиации проектировались в СБ-1, МКБ "Радуга", ОКБ-155 и др.; а стрел-ково-пушечиое и бомбовое вооружение разрабатывалось в таких организациях, как ЦКБ-14, ЦКБ-16, КБ-11, ГНПП "Базальт", НИО-67, КБ заводов №35 и №134, НИИ-22идр.
Авторы данного издания как жители Саикт-Петербурга испытывают гордость за свои родиои город, сделавший много для развития отечественной авиационной промышленности и самой авиации. Существенный вклад в развитие авиатехники, вооружения и оборудования летательных аппаратов в северной столице вносят такие предприятия, как: "Северный завод", ПО "Красный Октябрь", ГУП "Завод имени В.Я.Климова", холдинговая компания "Леиииец", завод "Пирометр", НПО "Сфера" (современные заводы "Тех-прибор" и "Прибор"), а также ряд отраслевых предприятий, НИИ, институтов Министерства обороиы и ВУЗов.
Созданные за несколько послевоенных этапных поколений проекты и образцы ударных самолетовпозволили нашей стране иметь достаточно большой Воздушный флот тяжелых, дальних и фронтовых бомбардировщиков, не уступающих по характеристикам лучшим мировым образцам. Для обеспечения боевых действий бомбардировочной авиации создавались самолеты-танкеры, постановщики помех, разведчики и другие специализированные самолеты. Эти самолеты будут рассмотрены и описаны в последующих частях книги задуманной авторским коллективом серии. В иих же будут подробно рассмотрены упоминаемые в дайной книге учебные варианты бомбардировщиков, самолеты ДРЛО, самолеты противолодочной авиации, авиационные спасательные комплексы, созданные или разработанные иа базе бомбардировщиков. Рассматривать эволюцию и совершенствование бомбардировщиков необходимо и в тесной взаимосвязи с развитием средств поражения наземных целей и средств противовоздушной обороиы потенциального противника.
Развитие бомбардировочной авиации далеко ие всегда было направлено только иа достижение больших грузоподъемности, скорости, высоты и дальности полета. Реально высокий уровень указанных характеристик во все времена зависел от достижений в области аэродинамики, двигателестроеиия, культуры производства и развития смежных отраслей промышленности.
Для главного и ведущего конструктора проекта при создании бомбардировщика стояло, да и стоит, много сложных инженерных, конструкторских и технологических задач. Одной из главных проблем является увязка в единую конструкцию требуемой заказчиком боевой нагрузки, доставляемой с заданной скоростью иа заданную дальность, средств самообороны, имеющихся или перспективных двигателей с определенной тягой и удельным расходом топлива, соответствующего запаса топлива, рабочих мест экипажа со средствами жизнеобеспечения и спасения, комплекса бортового оборудования и т.д., и т.п. Для размещения всего перечисленного выше должен быть предложен и оптимизирован по многим параметрам планер летательного аппарата. Ои должен обладать высокими аэродинамическими характеристиками для разных режимов полета и запасом прочности при заданных максимальных перегрузках, постройка должна производиться иа имеющихся отечественных авиазаводах при современном или ближайшем перспективном уровне технологии из имеющихся или перспективных конструкционных материалов, выпускающихся промышленностью страны. Принятые в проекте варианты базирования самолета (аэродром с бетонной или грунтовой ВПП, гидроаэродром и т.п.) накладывают ограничения иа взлетно-посадочные устройства и механизацию крыла. Принятый и согласованный с заказчиком комплект бортового радиоэлектронного оборудования нуждается в отладке, испытании и проверке иа совместимость приборов и систем для исключения их негативного влияния друг иа друга и эффективного применения оружия, бесперебойной и надежной работы. Приведенный перечень проблем далеко не полиостью описывает трудности создания ударного самолета.
Решение этих и многих других проблем при проектировании самолета проводится за несколько приближений с постоянным согласованием предлагаемых решений между различными группами ОКБ: аэродинамики, прочности, силовых установок, крыла, фюзеляжа, оперения, шасси, вооружения, бортовых систем и оборудования.

Теги: ,