Начало развитию авиации было положено еще в XIX веке, когда впервые в истории мировой техники российским инженером - офицером флота А.Ф. Можайским был разработан и построен пилотируемый летательный аппарат, ставший прообразом будущих самолетов. С появлением первых самолетов авиация стремительно, практически за одно десятилетие, превратилась из модной новинки в самое скоростное средство передвижения, транспортировки грузов и в грозное оружие. Самолетостроение стало одним из наиболее сложных и динамичных направлений в развитии техники практически всех индустриально-развитых государств. Трудами всего лишь нескольких поколений оно стало одним из основных направлений промышленности, ареной творческого состязания ученых и инженеров чуть ли не всех отраслей науки и техники. При этом Россия была и остается одной из передовых авиационных держав мира.
В творческих поисках появлялось множество конструкций летательных аппаратов различного назначения, но лишь небольшая часть из них показывала свою жизнеспособность. Право на существование самолетов подтверждалось опытом, который является мерилом правильности технической идеи.
В историю отечественной авиации вписано много славных страниц. Эти страницы заполнены судьбами людей, историческими событиями, победами и поражениями, триумфами и печальными происшествиями, которые сопровождали исследователей и создателей летательных аппаратов на пути познания неизведанного во имя прогресса науки. Вот далеко не полный список фамилий отечественных конструкторов летательных аппаратов, авиадвигателей и вооружения: О.К.Ан-тоиов, Р.Л.Бартини, М.Е.Березин, А.Я.Березняк, Г.М. Бериев, Ф.Ф.Волков, М.И.Гуревич, А.Г.Ивченко, С.В.Ильюшин, Н.И.Камов, Н.И.Кузнецов, С.А.Лавочкин, А.И.Люлька, М.Л.Миль, А.И.Микоян, А.А.Микулин, В.М.Мя-сищев, А.Э.Нудельман, В.М.Петляков, Н.Н. Поликарпов, А.С.Суранов, П.О.Су-хой, А.Н.Туполев, А.Д.Швецов, Б.Г.Шпитальный, А.С.Яковлев, к ним можно добавить и многих, многих других, имена которых увековечены в названиях фирм, авиационных научно-технических комплексов, заводов и ВУЗов России, а также улиц и площадей городов. Они известны во всем мире не меньше чем зарубежные Боинг, Локхид, Мессершмитт...
Создание и развитие Гражданского воздушного флота и Военно-воздушных сил - предмета особой гордости и любви всей нашей страны и ее руководства было бы невозможно без мощной авиационной и оборонной промышленности, двигателестроения. Авиация, в свою очередь, всегда способствовала развитию и требовала совершенствования многих отраслей промышленности: металлургии, радиотехники и радиоэлектроники, химических технологий и т.д.
В отражении исторических процессов покорения воздушного пространства в рамках общей истории развития авиации до настоящего времени не освещен до конца вопрос подробной систематизации данных по отечественным летательным аппаратам, которые в той или иной степени влияли на ход истории развития авиационной техники. Особенно это касается послевоенного периода, когда авиация перешла от поршневых двигателей к реактивным. Поэтому создание данной книги продиктовано стремлением показать динамику развития отечественных летательных аппаратов ударного назначения - тяжелых, дальних, фронтовых и легких бомбардировщиков за послевоенный период с учетом предыстории их создания.
Организационно бомбардировщики, как правило, входили в разные рода авиации видов Вооруженных сил СССР и входят в разные рода видов Российской армии. В ВВС бомбардировщики входят в состав дальней и фронтовой авиации. В авиации ВМФ дальние бомбардировщики (морские ракетоносцы) - в состав морской ракетоносной авиации, а фронтовые -в состав штурмовой авиации Флота.
К самолетам ударного назначения также относятся истребители-бомбардировщики и штурмовики, а в морской авиации, в противолодочной ее составляющей, имеются поисково-ударные комплексы - развитию самолетов этих типов будут посвящены последующие книги этой серии.
В данном издании показаны конструкции эпохальных бомбардировщиков, определивших облик авиации ударного назначения и ставших этапными для отечественной и мировой авиации. Рассмотрены проекты самолетов, которые хотя и не стали основой для серийных машин, но сыграли . важную роль в прогрессе авиастроения и развитии техники.
К созданию такой сложной системы, как самолет, имеет отношение значительное количество предприятий и организаций с многотысячными коллективами талантливых ученых, конструкторов и высококлассных рабочих. Эти предприятия располагались практически иа всей территории Советского Союза и располагаются по настоящее время в различных регионах России. О иих также кратко упоминается в данном издании книги.

Теги: ,