В США работы по проекти-рованию бомбардировщика "модель 341" фирма Boeing начала летом 1939 года. На основании спецификации R-40B, выданной командованием ВВС США, весной 1940 года был разработан следующий проект - "модель 345". К началу июня 1940 года на конкурс "супербомбардировщика" было представлено четыре проекта: ХВ-29 (фирма Boeing, "модель 345"), ХВ-30 (фирма
Lockheed, "модель 51"), ХВ-31 (фирма Douglas, "модель 423"), ХВ-32 (фирма Consolidated, "модель 33").
Прототип бомбардировщика -ХВ-29 совершил первый полет 21 сентября 1941 года. После вьшуска трех прототипов ХВ-29,14 предсерийных самолетов YB-29 бомбардировщик В-29 осенью 1943 года был запущен в серийное производство, продолжав-шееся до 1946 года. Бомбардировщики серийно выпускались на
заводах фирм: Boeing
(BN - Рентой, BW- Уичито, ВО - Сиэтл), Bell {ВА - Атланта и Мариетта), Martin {МО - Омаха). Всего выпущено 3965 самолетов В-29 в различных модификациях; в ходе эксплуатации в США самолеты неоднократно дораба-тывались, модернизировались и переоборудовались в самолеты различного назначения.
Самолеты модификации В-29А отличались центропланом новой конструкции (разборный) и увеличенным размахом крыла
Оборонительное вооружение: 10 пулеметов калибра 12,7 мм, пушка в кормовой установке не устанавливалась.
При ведении оборонительного огня из бортового стрелково-пушечного вооружения самолета В-29 обеспечивался обстрел воздушной цели из 4-7 стволов независимо от ее положения.
Всего было построено 1119 экземпляров тяжелого бомбардировщика В-29 Superfortress .
В Советском Союзе информация о новом американском бомбардировщике В-29 появилась в середине 1943 года. В июле 1943 и в мае 1945 года Советское Правительство обращалось к Правительству США с просьбой о поставке самолетов В-29 в СССР по Ленд-лизу, но тяжелые бомбардировщики данного типа поставлены не были.
Во второй половине 1944 года на Дальнем Востоке четыре бомбардировщика В-29 ВВС США совершили вынужденные посадки после проведения бомбардировок Японии и на основании действовавшего советско-японского соглашения были интернированы. В 1945 году в СССР попал пятый самолет типа В-29.
Подбитый в августе 1944 года в ходе боевого вылета самолет американских ВВС B-29A-10BN был покинут экипажем. Самолет упал на территории СССР. После изучения самолета на месте падения было принято решение о его непригодности к восстановлению.
Три бомбардировщика В-29, попавшие в СССР также в 1944 году, были восстановлены, приведены в летное состояние и использовались при создании отечественного тяжелого бомбардировщика Б-4 (Ту-4, изделие "Р").
Самолеты использовались следующим образом.
B-29-15BW (№42-6358, совершил посадку на территории СССР в ноябре 1944 года) - был оставлен в качестве эталона.
B-29-15BW (№42-6365, совершил посадку на территории СССР в ноябре 1944 года) - после полного демонтажа самолета детали были использованы для составления описания и чертежей бомбардировщика, приборы и блоки аппаратуры были отправлены для изучения в соответствующие организации. После доставки деталей самолета в Казань былапроизведеначастичная сборка узлов. После начала выпуска бомбардировщика Ту-4 отъемные части крыла сомолета В-29-15BW, мотогондолы, закрылки, основные стойки шасси, оперение - были использованы при постройке тран-спортоного варианта самолета Ту-4 -Ту-70.
B-29-5BW (№42-6256, совершил посадку на территории СССР в июле 1944 года) - был передан в ЛИИ для обучения экипажа и персонала, изучения и доводки мотоустановки с двигателями АШ-73ТК и составления инструкций по эксплуатации.
После начала производства бомбардировщика Ту-4 летный экземпляр B-29-5BW был использован в 1948-1949 годах в качестве самолета-носителя "изделия 346Д" - опытного самолета ОКБ-2 Главного конструктораГ.Рессинга. Позднее самолет использовался в ЛИИ в качестве летающей лаборатории для проведения летных исследований авиационной техники.

Теги: , ,