Советский авиаконструктор, действительный член Академии наук (1976, член-корреспондент с 1943 года), генерал-полковник авиации. Лауреат Ленинской и семи Государственных премий генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957).
А.С.Яковлев - один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации - родился 1 апреля 1906 года. Начал путь конструктора в 1924 году, представив на испытания первый планер собственной конструкции АВФ-10, в 1925 году - АВФ-20, в 1926 году началось создание первого самолета-АИР-1. С 1924 по 1927 год Яковлев-рабочий, позднее, моторист летного отряда Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, с 1927 слушатель Военно-воздушной академии РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (ныне ВВИА); одновременно конструировал лёгкие самолёты. По окончании академии (1931) инженер завода №39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу легкой авиации. С 15 января 1934 года - начальник производственно-конст-рукторского бюро Спецавиатреста авиапрома. С 1935 года-главный, а в 1956-1984 годах-генеральный конструктор, в 1940-1946 годах одновременно заместитель наркома (министра) авиационной промышленности СССР. С 21 августа 1984 года-на пенсии. Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в т.ч. массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1. бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9. Як-3,
которые составили около 60% (свыше 36 тыс. экз.) построенных в СССР в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Они отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме немецко-фашистской авиации. Яковлев- один из первых создателей реактивной авиации. В числе конструкций, созданных Яковлевым, реактивные истребители Як-15 (один из первых в СССР), Як-17, Як-23. Як-25 (первый всепогодный перехватчик), Як-28 (первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик); первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36 и его боевой палубный вариант Як-38; десантный планер Як-14; двухвинтовой вертолёт продольной схемы Як-24; учебные самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52. многоцелевой самолёт Як-12; спортивные самолёты Як-18П, Як-18ПМ. Як-50, Як-55 (на которых советские лётчики побеждали на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу); реактивные пассажирские самолёты Як-40 и Як-42. Под руководством Яковлева создано более 100 серийных типов и модификаций самолётов, построенных в количестве около 70 тыс. экз. Яковлев создал свою школу в самолётостроении, для которой характерна высокая культура проектирования, стремление к простоте конструктивного решения и широта творческого диапазона-самолёты боевые, пассажирские, лёгкие многоцелевые и учебно-спортивные. На самолётах Яковлева установлено 74 мировых рекорда. Депутат ВС СССР в 1946-1989 годах.
А.С.Яковлев умер 22 августа 1989 года.
Ленинская премия (1972), Сталинская премия (1941,1942, 1943,1946, 1947. 1948), Государственная премия СССР (1977).
Яковлеву присуждена Золотая авиационная медаль FAI. Награждён десятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и П-й степеней, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, французскими орденами Почётного легиона и Офицерского креста.
Имя Яковлева носит Московский машиностроительный завод "Скорость". Бронзовый бюст Яковлева установлен в Москве.