Выдающийся советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953; член-корреспондент 1933, доктор технических наук-1934), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР (1926), заслуженный деятель науки и техники СССР (1933), профессор.
А.Н.Туполев родился 29 октября (10 ноября) 1888 года в селе Пусто-мазове Кимрского района Тверской губернии. В 1908 окончил тверскую гимназию и поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ), в 1918 окончил его с отличием. С 1909 член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полёт. В 1916-1918 Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н.Е.Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В 1918— 1924 годах-товарищ председателя Коллегии ЦАГИ, заведующий отделом авиации. С 1922 председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. С этого времени начало
действовать в системе ЦАГИ сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. В 1925 году Туполев для изучения опыта зарубежного самолетостроения был командирован в Германию и Францию, в 1927 году-в Германию, Австрию, Италию, в 1928 году-в Германию, в 1929-в Германию, Францию, Австрию, Англию, в 1930, 1934 и 1935 годах-в Америку.
В 1930-1931 годах А.Н.Туполев-главный конструктор ЦАГИ, начальник АГОС, в 1931-1932 годах-заместитель начальника ЦКБ ЦАГИ, в 1932-1933 годах-начальник КОСОС ЦАГИ, в 1933-1936 годах-заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства, начальник КОСОС.
Туполев-организатор производства советского алюминиевого сплава-кольчугалюминия, полуфабрикатов из него. В 1922-1936 годах Туполев-один из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчик проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытового гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. В 1923 Туполев создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции АНТ-1, в 1924-первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2, в 1925
году-первый боевой цельнометаллический самолёт АНТ-3, строившийся серийно. Впервые в мировой практике Туполев не только научно обосновал рациональность схемы свободноне-сущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой "строительной высоты", с двигателями, расположенными в его носке, но и создал такой самолёт, не имевший аналогов АНТ-4 (1925). Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители,пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановкн и оперение первых советских дирижаблей. Он ввёл в практику отечественного самолётостроения организацию на серийных заводах филиалов основного КБ, что значительно ускорило выпуск машин; создание при КБ своих лётно-доводочных баз, что сократило сроки проведения как заводских, так и Государственных испытаний опытных машин.
Помимо проектирования самолетов различного назначения, под руководством А.Н.Туполева в предвоенные годы были разработаны несколько удачных проектов аэросаней и торпедных катеров, в том числе и торпедный катер Г-5 (АНТ-5), ставший основой советского "москитного флота".
Заслугой А.Н.Туполева стало то, что ЦАГИ не превратилось в сугубо научную организацию, по типу многих авиационно-научных организаций в мире, а стало практическим центром проектирования и создания самолетов военного и гражданского назначения. Одно из важнейших мест в деятельности А.Н.Туполева и его ОКБ занималось проектирование новейших самолетов-бомбардировщиков для отечественных ВВС.
Серийные цельнометаллические тяжелые бомбардировщики-монопланы ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), определившие по своим конструктивным решениям дальнейшее развитие мирового тяжелого самолетостроения, стали основой первых отечественных тяжелобомбардировочных соединений советских ВВС, явившиеся базой для создания в 1940-е и 1950-е годы такого мощного инструментав руках советского военно-политического руководства, как дальняя авиация. Создание в середине 1930-х годов скоростного фронтового бомбардировщика СБ (АНТ-40), выпускавшегося в 1930-е годы в количествах рекордных в мирное время для подобного типамашин (всего на начало 1940-х годов советская авиапромышленность выпустила около 7000 СБ в различных модификациях), определило магистральное развитие массового бомбардировщика фронтовой авиации, как в СССР, так и в мире. Созданный во второй половине 1930-х годов под общим руководством А.Н.Туполева тяжелый скоростной высотный четырехмоторный бомбардировщик ТБ-7 (АНТ-42), находился на момент создания в ряду лучших в своем классе, превосходя по комплексу своих ЛТХ, первые варианты аналогичного американского бомбардировщика Боинг В-17.
В 1936 году Туполев назначается первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома, одновременно он возглавляет выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций - авиационный завод №156 (ЗОК). А.Н.Туполев был необоснованно репрессирован в октябре 1937 года и в 1938-941 годах, находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД. После ареста А.Н.Туполев, работая в системе ОТБ НКВД (ЦКБ-29), сумел сформировать мощный дееспособный коллектив единомышленников, ставший основой послевоенного прорыва ОКБ в области создания скоростных тяжелых поршневых и реактивных самолетов даль-небомбардировочной авиации. В период Великой Отечественной войны, коллектив, возглавлявшийся А.Н.Туполевым, сумел в тяжелейших условиях военного времени спроектировать, довести и запустить в серийное производство фронтовой бомбардировщик Ту-2, признанный ведущими отечественными и мировыми специалистами одним из лучших в ряду фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны. Для советской авиапромышленности Ту-2 стал одним из двух абсолютно новых типов самолетов, освоенных в серии в ходе войны (остальные машины, кроме Ил-10, были модификациями или модернизациями, принятых к серии на кануне войны).
В июле 1941 года освобожденный из заключения главный конструктор А.Н.Туполев вместе с бригадой был эвакуирован в Омск на завод №166 (на строящийся завод автомобильных прицепов и в Куломзино). Конструкторское бюро в 1943 году было реэвакуировано в Москву на завод №156.
Этапными самолётами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения науки итехники и авиационного конструирования в предвоенный период, стали: бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ.40, АНТ-42. Ту-2; пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 "Максим Горький" и рекордный самолет АНТ-25. В Великой Отечественнойвойне участвовали самолеты конструкции А.Н. Туполева: ТБ-1. ТБ.З, СБ. Р-6, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5.
Во второй половине войны коллективу А.Н.Туполева поручается создание советского авиационного носителя атомного оружия. После нескольких лет активного проектирования подобного самолета-носителя, ОКБ проводит титаническую работу по
внедрению в серийное производство дальнего скоростного высотного бомбардировщика Ту-4 - копии-аналога американского В-29 "Суперфотресс". В конце 1940-х годов Ту-4 принимается на вооружение, строится большой серией на нескольких заводах и составляет в конце 1940-х -начале 1950-х годов, до поступления на вооружение более современных реактивных самолетов-носителей, основу зарождавшейся - советской системы ядерного сдерживания.
Во второй половине 1940-х годов ОКБ приступает к внедрению на свои самолеты реактивных двигателей. После нескольких лет опытных и экспериментальных работ туполевцам удается внедрить в серию и передать на вооружение бомбардировщик-торпедоносец Ту-14. Первая половина и середина 1950-х годов отмечены выдающимися достижениями А.Н.Туполева и его коллектива. Страна и ее Вооруженные силы получают первоклассные дальние реактивные бомбардировщики-носители ядерного оружия Ту-16 и Ту-95. появление которых в составе ВВС поставило точку в отставании СССР от США по авиационным носителям и обеспечило страну до появления на вооружении стратегических ракетных комплексов необходимыми современными средствами доставки ядерного и термоядерного оружия. Созданные на основе Ту-16 и Ту-95 пассажирские магистральные самолеты Ту-104 и Ту-114 выдвинули А.Н.Туполева и его коллектив в мировые лидеры в области современного пассажирского самолетостроения.
С начала 1950-х годов главный конструктор ОКБ-156 А.Н.Туполев разворачивает внутри ОКБ работы по созданию тяжелых сверхзвуковых боевых самолетов. Исследования ведутся в трех направлениях: по сверхзвуковым фронтовым, дальним и межконтинентальным бомбардировщикам. К середине 1950-х годов ОКБ передает на испытания экспериментальный бомбардировщик Ту-98, ставший сверхзвуковым первенцем туполевцев. За ним последовал дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22.Одновременно проводились работы по сверхзвуковой составной бомбардировочной системе Ту-108. С конца 1950-х годов под руководством генерального конструктора (с декабря 1956 года) А.Н.Туполева велись работы над стратегической системой Ту-135, самолет-носитель которой проектировался на полеты со скоростями соответствующими М=2,5-3,0. Из всех этих тем практическое развитие получил дальний сверхзвуковои бомбардировщик Ту-22, построенный в нескольких сотнях экземплярах в различных модификациях и поступивший на вооружение ВВС, а также Ту-98, ставший после глубокой модификации серийным дальним сверхзвуковым барражирующим истребителем-перехватчиком Ту-128 с ракетным вооружением.
Особой главой в деятельности А.Н.Туполева и ОКБ стало создание на основе серийных самолетов-бомбардировщиков авиационно-ракетных комплексов различного назначения. За сравнительно короткий период совместно с другими предприятиями ВПК ОКБ, как головное предприятие, обеспечило разработку и принятие на вооружение ударных АРК Ту-4КС, Ту-16КС, Ту-16К-10, Ту-16К-11-16, Ту-95К-20, Ту-22К, позволивших в определенной степени скомпенсировать превосходство стран НАТО в боевых надводных кораблях, особенно по авианесущим кораблям.
1960-е годы в деятельности А.Н.Туполева и его коллектива отмечены разработкой первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, опыт создания которого во многом использовался в дальнейшем при создании многорежимного сверхзвукового межконтинентального самолета-ракетоносца Ту-160, а также многорежимного дальнего сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М, пришедшего на смену в частях ВВС самолетам Ту-16 и Ту-22.
Помимо создания за 50 лет целой гаммы тяжелых самолетов различного назначения, А.Н.Туполев сумел создать один из самых "производительных" авиацион но-проектных коллективов в мире. К концу XX столетия ОКБ сумело в общей сложности подготовить около
300 проектов ЛА различного назначения, малых кораблей и аэросаней, из которых порядка 90 реализовали в металле, а около 40 пошли в серию. Подобныйконечныйрезультат во многом заслуга А.Н.Туполева, всегда нацеливавшего коллектив на конечный результат-самолет должен строиться серийно и нормально эксплуатироваться, принося пользу стране и ОКБ. Основная туполевская концепция успеха зиждилась на принятии технических решений по конструкциям и технологиям будущих самолетов ОКБ максимально соответствовавших реальным возможностям отечественной промышленности и уровню эксплуатантов. Максимально отрабатывалась система модификаций и модернизации удачного типа самолета, тому примеры модификационные программы развития СБ, Ту-2, Ту-16, Ту-95. Однако эти общие положения не были догмой, когда требовалось, А.Н.Туполев шел на технический риск: внедрение цельнометаллических машин, создание сверхдальнего АНТ-25, убирающееся шасси и гладкая обшивка на И-14 и СБ, максимальное насыщение конструктивными и технологическими новинками "Ту-2, стреловидное крыло на Ту-16, "бес-хвостка" для Ту-144, применение крыла изменяемой стреловидности для тяжелого Ту-22М, начало работ над самолетами с альтернативными типами силовых установок, развертывание внутри ОКБ работ по беспилотной тематике.
В стенах конструкторской организации, под руководством и при участии А.Н.Туполева выросла целая плеяда отечественных авиационных конструкторов, составивших гордость отечественной и мировой авиации. Это прежде всего А.А.Архангельский, В.М.Петляков, П.О.Сухой, В.М.Мясишев, А.М.Черемухин, С.М.Егер, Л.Л.Кербер,А.В.Надашкевич,И.Ф.Нез-валь, А.И.Путилов, В.А.Чижевский, М.Л.Миль, А.П.Голубков. Г.А.Озеров, А.А.Туполев, Н.И.Базенков и многие другие.
А.Н.Туполев скончался 22 декабря 1972 года в Москве.
А.Н.Туполев-почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971). Туполеву присуждены золотая медаль и премия Н.Е.Жуковского( 1958), золотая авиацион нал медаль Ф АИ (1958), премия им. Леонардо да Винчи (1971), золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971), Гран-при выставки в Брюсселе. Избран Почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании и Американского института аэронавтики и астронавтики.
Туполев был членом ЦИК СССР. Депутат ВС СССР в 1950-1972 годах. Ленинская премия (1957), Сталинская премия (1943, 1948. 1949, 1952), Государственная премия СССР (1972).
Награждён восемью орденами Ленина(1933,1947,дваждыв 1949,1953, 1958, 1968), орденами Октябрьской Революции (1971), Суворова П-й степени( 1944). Отечественной войны 1-й степени(1943), 2 орденами Трудового Красного Знамени (1933), орденами Красной Звезды (1933), "Знак Почёта", медалями, а также иностранными орденами.
Имя Туполева носят Авиационный научно-технический комплекс в Москве, Казанский авиационный институт, остров в Обской губе Карского моря. В г.Кимры Тверской обл. установлен бюст А.Н.Туполева.

Теги: ,