Советский авиаконструктор, генеральный конструктор, академик АН СССР (1984: член-корреспондент 1979), Герой Социалистического Труда (1972).
Родился в 1925 году, сын А.Н. Туполева. С 1942 года работал в ОКБ АН.Туполева, занимался небольшими работами по конструкции Ту-2. Окончил МАИ в 1949 году. После окончания МАИ работал последовательно инженером расчетчиком, ведущим конструктором, начальником отдела по сверхзвуковым летательным аппаратам (с 1957 года), заместителем главного конструктора, главным конструктором (с 1963 года), заместителем генерального
конструктора, а с 1973 года - генеральным конструктором. По 1992 год был Ответственным руководителем предприятия (АНТК им.А.Н.Туполева).
Принимал участие в создании многих самолётов и их модификаций-Ту-2, Ту-4, Ту-70, Ту-16, Ту-104, Ту-114.
Большой вклад А.А.Туполев внес в выбор аэродинамической компоновки Ту-16; предложенная им схема оригинальной компоновки мотогондол у фюзеляжа легла в основу будущего самолета, выбор, во многом определивший успех Ту-16. А.А.Туполев был одним из ведущих специалистов по аэродинамике Ту-95 и его модификаций. С 1957 года А.А. Туполев возглавил вновь созданное подразделение ОКБ, задачей которого стало создание беспилотной авиационной техники. Он руководил проектированием беспилотного опытного самолета-снаряда Ту-121, серийного беспилотного дальнего разведчика Ту-123 "Ястреб" и его развития Ту-139 "Ястреб-2", возглавляя исследования по темам ВКС первого поколения. С начала 1960-х годов А.А.Туполев возглавил весь цикл работ по созданию первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. А.А.Туполев-главный конструктор самолёта Ту-144, созданного совместно с А.Н.Туполевым.
На Ту-144 впервые решены сложные научные и технические проблемы сверхзвуковой пассажирской авиации. Туполевым предложена общая компоновка этого самолёта, совместно с ЦАГИ дана теория проектирования сверхтонкого треугольного крыла малого удлинения. Новым этапом в проектировании стала разработка высокоресурсных теплостойких конструкции для режимов длительного аэродинамического нагревания, резервирования комплексов бортового оборудования и управления сверхзвуковых пассажирских самолёгтов, взлётно-посадочной механизации с убираемым передним горизонтальным оперением в "бесхвостой" схеме, отклоняемого носка кабины и др. После назначения генеральнымконструктором и Ответственным руководителем АНТК он осуществлял общее руководство по созданию боевых самолетов ОКБ и комплексов на их основе (Ту-22М, Ту-95МС, Ту-142, Ту-142М и Ту-160), а также беспилотных разведчиков Ту-141, Ту-143 и Ту-243.
Под руководством А.А.Туполева созданы пассажирские самолёты Ту-154Б и Ту-154М, экспериментальный самолёт Ту-155, использующий криогенное топливо, высокоэкономичный пассажирский самолёт Ту-204 и сверхзвуковой тяжелый бомбардировщик Ту-160. В 1970-1980-е годы А.А.Туполев непосредственно руководит работами по перспективным на-правлениямгиперзвуковой авиационной
техники, включавшей работы по дальним ударным гиперзвуковым самолетам и многоразовым космическим самолетам. Кроме того, в сферу творческой деятельности А.А.Туполева продолжали входить проекты по тематике развития СПС, атакже работы по перспективным самолетам на альтернативных видах топлива (СПГ, водород).
Туполев А.А. ведёт преподавательскую деятельность (заведующий кафедрой в Московском авиационном технологическом институте им. К.Э. Циолковского; профессор с 1964 года). Автор ряда трудов по аэродинамической компоновке сверхзвуковых пассажирских самолётов и авиационной эргономике.
Депутат ВС СССР в 1974-1989 годах, в 1989-1991 годах-народный депутат СССР.
Лауреат Государственной (1980) и Ленинской (1967) премий.
Награждентремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почета", медалями.

Теги: