Советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), дважды Герой Социалистического Труда (195 7, 1965).
Родился 22 июля 1895 года в местечке Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии в семье учителя. В 1897 году семья переезжает в Гомель. Павел Сухой окончил гимназию в Гомеле,
поступил в Московский университет, а через год-в Московское императорское техническое училище. В 1916 году был призван в армию, закончил 2-ю Петроградскую школу прапорщиков и два года служил младшим офицером, начальником пулеметной команды пехотного полка. С 1918 года два года преподавал математику в школе под Брестом. В 1920 году подает прошение о приеме в МВТУ и становится студентом механического отделения. После окончания МВТУ в 1925 году работал в КБ А.Н.Туполева (начал работу в 1924 году)-в АГОС ЦАГИ и на заводе №156 в должностях: инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора. Принимал участие в разработке самолетов ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6), Р-3 (АНТ-3), Р-7 (АНТ-10), АНТ-9 и торпедных катеров ГАНТ-3, Т-3, Г-3, Г-5, Г-6, Г-8. В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (ДБ-1) и АНТ-37 (ДБ-2), АНТ-37бис "Родина". П.О.Сухой с 1937 года был главным конструктором КОЗОК (конструкторского отдела завода опытных конструкций). Первое ОКБ под руководством главного конструктора П.О.Сухого было создано в 1938 году на авиазаводе №287 при его выделении из состава КОЗОК. Сухой принимал участие в конкурсной разработке самолёта "Иванов", закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2 (ББ-1), применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны. В1939-1940 годах Сухой - главный конструктор на заводе №135 в Харькове. Новое бюро 26 января 1940 года было переведено на авиазавод №135 в Харьков, потом-на один из авиазаводов в Подмосковье. В 1940 году состав ОКБ пополнился сотрудниками расформированного БНК. В годы войны бюро, в котором велись работы над истребителем Су-1, штурмовиками Су-6, Су-8, опытным самолетом Су-5 с комбинированной силовой установкой, было эвакуировано в г.Молотов (г.Пермь). Приказом №298 от 15 мая 1943 года П.О.Сухой был назначен руководителем ОКО-22 вместо А.И. Путилова, но перемещение не состоялось, т.к 18 июня главным конструктором ОКБ завода №22 был назначен В.М.Мясищев. После
смерти главного конструктора Н.Н.Поликарпова в 1944 году на КБ главного конструктора П.О.Сухого было возложено проведение доработок и модификации машин, разрабатывавшихся под руководством Поликарпова. В 1945 в ОКБ П.О.Сухого после смерти В.Г.Ермолаева влилось ОКБ-240, что значительно усилило возможности бюро, ной повлекло за собой проведение работ над всеми машинами и проектами бывшего ОКБ-240.
В послевоенные годы П.О.Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создал несколько опытных реактивных истребителей (Су-9, С-11, Су-15) и проектов реактивных самолетов. Послевоенное ОКБ под руководством главного конструктора П.О.Сухого размещалось на московском авиазаводе № 134. В 1949 году бюро было ликвидировано как самостоятельная организация при сокращении конструкторских бюро в авиапромышленности и влилось вОКБ-156 главного конструктора А.Н.Туполева. В 1949-1953 годах П.О.Сухой-снова заместитель главного конструктора в КБ А.Н.Туполева. В мае 1953 года П.О.Сухой был назначен главным конструктором ОКБ-1 (созданного в 1952 году) вместо В.В.Кондратьева. ОКБ получило производственную базу-филиал ОКБ-155 на территории бывшего завода №51-й с конца 1953годаполучилонаименование ОКБ-51.С 1956 года Сухой-генеральный конструктор. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд опытных самолетов Т-3, Т-405, Т-431 и серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9,
Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёс-нолыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и другие самолёты. Под руководством Сухого впервые созданы отделяемая (с помощью пороховой катапульты) носовая часть фюзеляжа с гермокабиной лётчика, створки перепуска воздуха с двусторонним отклонением, обеспечивающие устойчивую работу двигателя на всех режимах полёта, боковые секторные сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники; система управления самолётом на необратимых бустерах. На экспериментальном самолёте Т-4, рассчитанном на скорость полёта, втрое превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы титан и высокопрочная нержавеющая сталь, а такжепримененаэлектродистанционная система управления самолётом. Под руководством Сухого была начата разработка высокоманёвренного истребителя Су-27 с интегральной аэродинамической компоновкой. П.О.Сухой скончался 15 сентября 1975 года.
Золотая медаль им. А.Н.Туполева (1975, посмертно).
Депутат ВС СССР в 1958-1974 годах.
Ленинская премия (1968), Сталинская премия (1943), Государственная премия СССР (1975, посмертно). Награждён тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями. Имя Сухого присвоено машиностроительному заводу в Москве.

Теги: