(1905-1970)
Советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968; член-корреспондент 1953), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1957).
Родился 5 августа 1905 года в семье бедного крестьянина (плотника) в деревне Санаин в Армении. Учился в деревенской школе, в лицее в Тифлисе, с 1923 года в фабрично-заводском училище завода "Красный Аксай" в Ростове-на-Дону. С 1925 года работает токарем на московском заводе "Динамо". Служил в РККА, в 1931 году командирован в Академию ВВС им. Жуковского для прохождения обучения. В академии Микоян с группой однокурсников в 193 5 году создал свою первую конструкцию-авиетку "Октябрёнок". После окончания Академии в 1937 году работал на серийном авиационном заводе №1 им. Авиахима в Москве сначала военпредом (1937-1938), с 1939 года-на-чальником опытного конструкторского отдела, затем начальник бюро по серийным истребителям в КБ Н.Н.Поликарпова (1938-1939). В 1939 году совместно с М.И.Гуревичем выступили с предложением о создании скоростного истребителя; созданный истребитель И-200 (МиГ-1) и его модификация МиГ-3 выпускались серийно. С 1940 года А.И.Микоян-главный конструктор завода №1. С марта 1942 года Микоян-директор и Главный конструктор вновь созданного опытного завода №155. В 1941-1945 годах под руководством Микояна был создан ряд истребителей с высокими лётно-техническими характеристиками, в том числе И-250 с комбинированной силовой установкой. Микоян-один из пионеров реактивной
М.И.Гуревич и А.И.Микоян
авиации в СССР. После войны Микоян разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолёты, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении ВВС. Среди них МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 (достигавший скорости звука), МиГ-19 (первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель), МиГ-21 (с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука). С декабря 1958 года Микоян-генеральный конструктор. Последние самолёты, созданные под его руко-водством,-истребительМиГ-23 (первый в СССР с изменяемой в полёте стреловидностью всего крыла) и истребитель-перехватчик МиГ-25 со скоростью полёта, в 3 раза превышающей скорость звука. А.И.Микоян возглавлял ОКБ до 27 мая 1969 года, когда вследствие инфаркта он вынужден был прекратить работу. А.И. Микоян скончался 9 декабря 1970 года во время операции на сердце. На самолётах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов. Микоян создал свою школу в самолётостроении, воспитал много высококвалифицированных конструкторов.
Депутат ВС СССР в 1950-1970 годах.
Ленинская премия (1962), Сталинская премия (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953).
Награждён шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст и мемориальный комплекс в с. Санаин в Армении.
Именем Микояна назван Московский машиностроительный завод.