Советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974).
Родился в марте 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии. В 1909-1910годах работал чернорабочим на фабрике Яковлева в Костромской губернии, на фабрике Горелина в Ива-ново-Вознесенске, в имении "Осипиво" в Вологде, на заводах "Невский", "Тентелевский" и на Комендантском аэродроме Петербурга. В 1911 году работал возчиком молока маслодельного завода деревни Березняки Вологодской губернии. В 1912 году - чернорабочий,
табельщик, смазчик на станции Бурея Амурской железной дороги, 1913-1914 годах-чернорабочий, смазчик, помощник машиниста экскаватора на Балтийском судоремонтном заводе в Ревеле. С 1915 года находился на военной службе по декабрь 1916 г. (нижний чин, солдат управления Вологодского воинского начальника). С января 1917 по август 1918 года-помощник авиамоториста Комендантского аэродрома в Петрограде. Сдал экзамен на пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба. Ильюшин в период с августа 1918 года по май 1919 года-заведующий отделом сооружений Вологодского совета коммунального хозяйства.
С мая 1919 года по октябрь 1921 года Ильюшин-авиамеханик, старший авиамеханик, военком 6-го авиационного поезда-мастерских 6-й Красной армии; Кавказского авиационного поезда-мастерских 9-й Кубанской и Отдельной Кавказской Красной армии, начальник поезда. В октябре 1921 года поступил в Академию воздушного флота и в июне 1926 года окончил ее. За время обучения в академии спроектировал и построил три планера. В 1926 году был назначен председателем самолетной секции НТК ВВС.
С декабря 1931 года по январь 1933 года Ильюшин-начальник конструкторского бюро ЦАГИ, работал на научно-испытательном аэродроме ВВС. В 1933-1935 годах-начальник Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) на заводе им. В.Р.Менжинского, с 1935 года главный конструктор конструкторского бюро.
В 1956 году Ильюшин стал генеральным конструктором самолетов. С .В .Ильюшин создал свою школу в самолетостроении, под его непосредственным руководством были созданы самолеты: штурмовики Ил-2, Ил-10, строившиеся серийно, опытные штурмовики Ил-8, Ил-16, Ил-20, Ил-40, Ил-42, Ил-102; бомбардировщики Ил-4 (ДБ-ЗФ), Ил-28, строившиеся серийно; опытные бомбардировщики Ил-6, Ил-22, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирские самолеты Ил-12, Ил-14, Ил-14, Ил-62, строившиеся серийно, а также ряд опытных, экспериментальных самолетов и самолетов специального назначения.
С.В.Ильюшин скончался в Москве 9 февраля 1977 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Депутат ВС СССР в 1937-1970 годах.
Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), семь раз лауреат Сталинской премии (1941,1942, 1943, 1946, 1947, 1950. 1952), лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1971).
Награжден восемью орденами Ленина (1937, 1941, два ордена в 1945, 1954, 1964, 1971, 1974), орденом Октябрьской революции (1969), двумя орденами Красного Знамени (1944,1950), орденом Трудового Красного Знамени (1939), двумя орденами Красной Звезды (1933, 1967), орденами Суворова I и II степеней (1944, 1945), польским Рыцарским крестом II степени Ордена Командоров (1969). Медали: за оборону Москвы (1943), за победу над Германией (1945), за доблестный Труд в Великой Отечественной войне (1946), В память 800-летия Москвы (1948), за победу над Японией (1945), 20 лет РККА (1938), 30 лет Советской армии (1948), 40 лег Советской армии (195 8), 50 лет Советской армии (1968). 20 лет победы в Великой
Отечественной войне (1965), 30 лет победы в Великой Отечественной войне (1975), За доблестный труд-в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (1970), Ветеран Вооруженных сил СССР (1976). Ильюшину присуждена золотая медаль FAI.
Имя Ильюшина носит Московский машиностроительный завод, Авиационный научно-технический комплекс. Бронзовые бюсты Ильюшина установлены в Москве и Вологде.