Советский авиаконструктор и ученый.
Родился в Фиуме (ныне Риека, Хорватия). Участник Первой мировой войны, в 1916 году окончил офицерскую школу. На фронте был взят в плен казаками генерала А.А. Брусилова. В 1920 году возвратился в Италию, в 1921 году окончил летную школу в Риме, в 1922 году - Миланский политехнический институт. В 1921 году
стал членом Итальянской коммунистической партии. После установления в Италии фашистскогорежимарешением ЦК ИКП нелегально отправлен в СССР как авиационный инженер и за годы работы в нашей стране возглавлял несколько КБ. С 1923 года занимал инженерно-командные должности в ВВС РККА, в 1928 году возглавил Отдел морского опытного самолетостроения. Начав работать в ОПО-3 на заводах №22 и №39, он, по решению М.Тухачевского и Я. Алксниса, получил под свое руководство небольшое КБ при НИИ ГВФ, которое было образовано в 1930 году на заводе опытных конструкций ГВФ (с 1930 года-начальник конструкторского отдела НИИ ГВФ, позднее-главный конструктор). Одновременно Р.Л.Бартини был и начальником НОА-научно-опытного аэродрома. Под его руководством было создано нес-колько проектов гидросамолетов, материалы которых были использованы при создании самолетов МБР-2, МДР-3, МК-1. Создал гидросамолет ДАР (Дальний Арктический Разведчик), самолеты "Сталь-6", "Сталь-7", ставший прототипом дальнего бомбардировщика Ер-2. В январе 1938 года был необоснованно репрессирован и в 1937-1947 годах находился в заключении, но продолжал свою конструкторскую деятельность в Москве и в Омске (реабилитирован в 1956 году). В этот период Бартини работал в ЦКБ-29 НКВД, в ОКБ в Таганроге.
В 1941 году Бартини разработал проект одноместного сверхзвукового истребителя - "летающее крыло" малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью по передней кромке.
В 1942 году был создан проект истребителя-перехватчика со стреловидным крылом и с четырьмя ЖРД. Для истребителя были разработаны новые аэродинамические профили крыла и стабилизатора, система отсоса пограничного слоя с крыла, инфракрасный локатор.
В 1943 году группа, руководимая Р.Л.Бартини, была реорганизована и передана в другие подразделения. Бартини продолжил работы над проектами транспортных самолетов Т-107, Т-108, Т-117. Позднее был разработан военно-транспортный и десантный самолет Т-200, с фюзеляжем большой емкости (не строился из-за закрытия ОКБ).
В 1950 году по заданию ДОСААФ под руководством Р.Л.Бартини разрабатывался проект рекордного самолета для беспосадочного полета Москва-Северный полюс-Южный полюс-Москва протяженностью 40 тысяч километров. Как и по другим им разработанным уникальным проектам, до конца дело было не доведено не по его вине.
В 1946 году в Таганроге на заводе им. Димитрова создано ОКБ-86 под руководством Р.Л.Бартини. С 1948 по 1952 год Бартини - главный конструктор по гидроавиации в ОКБ МС главного конструктора Г.М.Бериева. Разрабатывал проекты транспортных и боевых самолетов, которые по ряду причин не были реализованы. В 1952-1957 годах Бартини - главный конструктор отдела перспективных схем СибНИА, позднее возглавляет группу конструкторов в КБ на базе авиазавода №938 под Москвой. Бартини проводил исследования по специальным профилям, по теории пограничного слоя, им был разработан новый тип крыла, самосбалансированного при переходе на сверхзвуковую скорость. "Крыло Бартини"-крыло малого удлинения переменной стреловидности, обеспечивающее уменьшение волнового и индуктивного со-противления-теперь общепризнано. Было продуто свыше 40 моделей, написано до 40 томов отчетов. Бартини были созданы проекты дальних и тяжелых сверхзвуковых бомбардировщиков Е-57, А-57, А-58. Им также были разработаны и экспериментально проверены неизвестные раньше сверхкритические профили.
С 1963 по 1974 год Бартини-главный конструктор Таганрогского машиностроительного завода. ОКБ-86 было вновь создано на заводе им. Димитрова в 1963 году, и работало до 1968 года, когда было расформировано в связи с отсутствием в нем морских разработок. Сотрудники ОКБ вместе
с работой передаются в ОКБ гидроавиации (ныне-ТАНТК им. Г.М.Бериева), которое возглавляет А.Константинов.
В последующие годы Р.Л.Бартини вел разработку проекта сверхзвукового пассажирского самолета среднего весана 70 мест и рассматривал вопрос организации пассажирских перевозок сверхзвуковым транспортом. Разработал несколько проектов летательных аппаратов вертикального взлета-посадки различного назначения, экранопланов, экранолетов и других скоростных транспортных средств. Основные труды в области авиационных материалов, технологии, аэродинамики и динамики полета.
Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, медалями.

Теги: