30 ЦНИИ МО был создан в результате реорганизации НИИ-15 для решения оперативно-тактических вопросов при создании, испытании и эксплуатации авиационной и космической техники. Научно-исследовательские подразделения этого института проводят обоснование основных направлений программного целевого развития авиации МО; решение научно-технических проблем по созданию АК; разработку требований к перспективным АК, системам В и ВТ авиации МО; военно-научное и воеино-техническое сопровождение АК, их разработки, испытаний и оценки.
В 1936 году в связи с мероприятиями Правительства СССР по усилению роли морской авиации в обороне страны и ускоренному ее развитию при Начальнике Морских Сил РККА было создано Управление Морской авиации, а на базе Летно-испытательной Станции (г.Севастополь) был образован Авиационный научно-испытательный институт морских сил (АНИИ МС РККА). Институт был создан для испытания опытных, головных серийных и модернизированных образцов ЛА, обучения летного состава строевых частей, проведения исследований по обоснованию требований к ЛА, авиационной технике и вооружению, проблем эксплуатации самолетов в морских условиях, проведения анализа проектов, разрабатываемых промышленностью, составление документации по боевому применению самолетов, анализ боевых действий авиации ВМФ. С развитием авиации эти функции научное учреждение продолжало выполнять в более расширенном варианте с учетом всей номенклатуры ЛА. На протяжении всей истории неоднократно проводилась реорганизация института. С 1940 года он стал называться ЛИИ авиации ВМФ, с 1941 года - ЛИИ ВВС ВМФ, с 1946 года-НИИ Авиации ВМС. В 1949 году произошла реорганизация института, который был преобразован в 15 НИИ (НИИ № 15) ВМС. В 1955 года он стал называться 15 НИИ ВМФ, ас 1958 года 15 НИИ ВВС. В 1960 году в результате реорганизации 15 НИИ МО образовался 30 ЦНИИ авиации и космической техники МО и филиал этого института (с 1991 г.— НИЦ по морской авиационной технике,
Санкт-Петербург). ГНИЙ авиации и космической медицины МОРФ