СибНИА - создан в июне 1946 года на базе Новосибирского филиала ЦАГИ, который был образован в августе 1941 года на основе эвакуированных лабораторий и отделов ЦАГИ**.
19 августа 1941 года было принято Постановление ГКО "О создании второй научно-исследовательской базы авиации на Востоке СССР". В конце августа было принято решение об организации в Новосибирске филиала ЦАГИ. В задачи филиала входило проведение научно-исследовательских работ в области теоретических и экспериментальных исследований по аэродинамике и прочности самолетов совместно с предприятиями и заводскими лабораториями авиационной промышленности. В октябре 1941 года в Новосибирск было эвакуировано около 500 ученых (среди которых были С.А.Чаплыгин, Д.Ю.Панов, Г.Н.Муси-нянц, Г.А.Ушаков, В.П.Ветчинкин, Ф.И.Франкль и др.), инженеров и рабочих ЦАГИ, доставлена часть экспериментального оборудования, техническая документация.
В годы войны были построены аэродинамическая лаборатория (с аэродинамической трубой Т-203), корпус лаборатории прочности с залами статических и динамических испытаний.
9 июля 1946 года Постановлением СМ СССР Новосибирский филиал ЦАГИ получил статус НИИ и стал называться Государственным Сибирским научно-исследовательским институтом авиации.
Институт специализируется в области прочности, аэродинамики и бортового оборудования летательных аппаратов, летных исследований, промышленной аэродинамики. В 1950-х годах в институте введены в строй скоростные и сверхзвуковые аэродинамические трубы, началось строительство лаборатории статической прочности самолетов со стендом, позволяющим производить испытания самолетов с полетной массой до 500 т.
В 1969 году институту присвоено имя С.А.Чаплыгина.
В СибНИА работают основные специализированные отделения, лаборатории, подразделения:
НИО-1 -Научно-исследовательское отделение аэродинамики летательных аппаратов (экспериментальная база: аэродинамическая труба малых скоростей Т-203, трансзвуковая аэродинамическая труба Т-205М);
НИО-2-Научно-исследователь-ское отделение статической и усталостной прочности авиационных конструкций;
НИЛ-3-Научно-исследовательская проектно-технологическая лаборатория измерительной техники и автоматики;
НИО-4-Научно-исследователь-ское отделение оборудования летательных аппаратов;
НИЛ-5-Научно-исследовательская проектно-технологическая лаборатория экспериментального оборудования;
НИО-6-Научно-исследователь-ское отделение динамической прочности летательных аппаратов;
НИЛ-7-вычислительный центр;
НИО-8-Научно-исследователь-ское отделение эксплуатационной наг-руженности и усталостной прочности авиационных конструкций;
НИЛ-9 - летно-испытательная база (парк летающих лабораторий включает Ту-154, Ту-134, Як-40, Ан-2, Як-52, Ми-8, Ка-32);
НИО-10 - Научно-исследовательское отделение статической прочности при высоких и низких температурах;
Отдел научно-технической информации, Отдел патентно-лицензионной изобретательской и рационализаторской работы, Опытное производство института.