ЦАГИ-один из крупнейших в стране научно-исследовательских институтов, главное направление в деятельности которого-проведение фундаментальных поисковых и прикладных исследований в области аэродинамики, динамики полёта ипрочностилетательных аппаратов всех типов.
Институт основан в Москве постановлением ВСНХ от 1 декабря 1918 года. Инициатором создания и первым руководителем института был Н.Е.Жуковский, ближайшими его помощниками, руководителями основных подразделений: С. А.Чаплыгин, В.П.Ветчинкин, Г.М.Мусинянц, Г.Х.Сабинин, Б.С.Стеч-кин, А.Н.Туполев, К.А.Ушаков, Б.Н.Юрьев и др. В ЦАГИ выросло много учёных-механиков, возглавивших впоследствии важные научные направления: А.А. Дородницын, М.В.Келдыш, Н.Б.Кочин, М.А.Лаврентьев, С.А.Хрис-тианович и др. В стенах ЦАГИ сформировалась плеяда конструкторов самолётов и вертолётов, ставших затем руководителями самостоятельных конструкторских коллективов: А.Н. Туполев, А.А.Архангельский, Н.И. Камов, М.Л.Миль, В.М.Мясищев, В.М.Пет-ляков. А.И.Путилов, П.О.Сухой и др.
В годы восстановления и реконструкции народного хозяйства в ЦАГИ создавались основы авиационных и других научно-технических дисциплин; разрабатывались конкретные рекомендации в области строительства самолётов, аэросаней, аэроглиссеров, глиссирующих катеров, аэростатов и дирижаблей, гидро-и ветроэнергетических установок; осуществлялись проектирование и постройка первых советский самолётов-монопланов цельнометаллической конструкции.
В 1925 в институте была введена в действие крупнейшая по тому времени аэродинамическая труба, что позволило приступить к исследованию ряда важнейших проблем аэродинамики самолётов. В ЦАГИ выполнены фундаментальные исследования по теории крыла самолёта; заложены основы применения методов теории упругости и строительной механики в решении задач
прочности конструкции самолета; разработаны эффективные методы проектирования воздушных винтов.
Созданные в конце 1920-х годов в ЦАГИ гидравлическая лаборатория и гидроканал обеспечили экспериментальную базу для исследований в области развития гидроавиации, быстроходных судов и строительства гидроэлектростанций. В конце 1920-х годов-начале 1930-х годов было развёрнуто строительство экспериментальных винтокрылых летательных аппаратов-вертолётов и автожиров.
В 1930—1941 годах на базе отделов и лабораторий ЦАГИ были организованы новые научно-исследовательские учреждения: Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ); Всесоюзный институт гидромашиностроения (ВИГМ); Центральный ветроэнергетический институт (ЦВЭИ); Лётно-исследовательский институт (ЛИИ).
В 1937-1940годахвпос.Стаханове под Москвой (ныне г.Жуковский) была создана новая экспериментальная база ЦАГИ, включающая большие аэродинамические трубы, трубы больших скоростей и переменной плотности, комплекс установок для исследований прочности авиационных конструкций. Новая базаспособствовала дальнейшему развитию авиационной науки и удовлетворению возраставших потребностей конструкторских бюро, позволила найти болеесовершенныетехническиерешения и новые формы многих элементов самолётов и других летательных аппаратов.
В годы Великой Отечественной войны усилия ЦАГИ были направлены на оказание помощи фронту и разработку теоретических и экспериментальных основ для дальнейшего развития авиационной техники. Результаты исследований позволили увеличить скорость и прочность боевых самолётов, улучшить их манёвренность, взлётно-посадочные характеристики и т. д. В начале войны некоторые подразделения ЦАГИ были эвакуированы в Казань и Новосибирск. В 1946 на базе Новосибирского филиала ЦАГИ был образован Государственный сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА).
В послевоенный период в ЦАГИ был осуществлён ряд важнейших исследовании, направленных на коренное техническое перевооружение авиации-создание самолётов с реактивными двигателями, летающих с околозвуковыми и сверхзвуковыми скоростями. Одновременно велись исследования по уточнению вихревой теории винта самолёта и несущего винта вертолёта. Полученные результаты во многом способствовали успехам советского самолёто- и вертолётостроения.
Результаты систематических исследований ЦАГИ в области аэродинамики, динамики полёта, статической и усталостной прочности и аэроупругости сыграли важную роль при создании реактивных и турбовинтовых самолётов. В ЦАГИ решаются проблемы повышения дальности полёта и экономичности самолётов, их надёжности и ресурса, а также улучшения взлётно-посадочных характеристик. Вместе с КБ спроектированы высокоэкономичные винты для мощных ТВ Д. Значительный вклад ЦАГИ внёс в разработку конструкций боевых многоцелевых самолётов с изменяемой в полёте стреловидностью крыла.
В начале 1990-х годов институт располагал обширной экспериментальной базой, позволявшей проводить исследования по аэродинамике ЛА и аэродинамике силовых установок вплоть до гиперзвуковых скоростей, динамике полёта, характеристик устойчивости и управляемости, прочности и ресурса авиационных конструкций, авиационной акустике и другим направлениям, связанным с созданием новой авиационной техники.
Для проведения испытаний летательных аппаратов различных типов на дозвуковых скоростях институтом используются следующие аэродинамические трубы: Т-101 (одна из крупнейших в мире аэродинамических труб непрерывного действия, предназначенная для испытаний натурных объектов: парашютов, парапланов, дельтапланов и крупномасштабных моделей самолетов и вертолетов с работающими двигателями или их имитаторами, ВКС "Буран" испытывался как модель, выполненная в масштабе 1:3); Т-102 и Т-103 (для отработки взлетно-посадочной механизации самолетов и исследованийхарактеристиклетательных аппаратов на взлетно-посадочных режимах); Т-104 (для проведения испытаний натурных силовых установок, крупномасштабных моделей летательных аппаратов и их элементов, для изучения течения за объектами, оснащенными воздушными винтами); Т-105 (вертикальная аэродинамическая труба для исследований штопорных характеристик летательных аппаратов); Т-129; Т-36И; Т-124 (труба с низкой степенью турбулентности потока)*.
В ЦАГИ имеются аэродинамические трубы околозвуковых, трансзвуковых и сверхзвуковых скоростей: Т-106 (скорость потока в трубе М=0,1 -1,1); Т-107 (М=0,1-0,92, используется для испытаний воздушных винтов); Т-108 (М=0,5-1,15; 1,3; 1,5; 1,7); Т-109 (М=0,4-1,1-3,6);Т-112(М=0,6-1,25; 1,5; 1,7); Т-113 (М=1,75-5,0; 6,0); Т-114 (М=0,6-1,2; 1,5-4,0); Т-115 (М=0,8-1,2; 2,0; 3,0; 4,0); Т-125 (М=0,2-1,1-4); Т-128 (0,15-1,7; используется для изучения флаттера); ТО-1 (М=0,8-1,2; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; используется для получения картин обтекания); УВС (М=0,2-1,2; 1,15; 1,3; 1,5; 1,7).
Для проведения исследований на гиперзвуковых скоростях используются аэродинамические трубы: Т-33 (М=3; 4; 5); Т-116 (М=1,8-5; 6; 7; 9; 10); Т-117 (М=10; 12; 14; 18; 20,5); Т-120 (М=4; 6; 8; 9; 10); Т-121 (М=4; 5; 6; 7; 8; 9); ИТ-2 (М=16,3-17,9; для создания потока используются воздух, N2 или С02); УТ-1 (труба Людвига; М=5; 6; 8; 10; 15,5; для создания потока используются воздух, Не или CF4), ГТ-1 (М=17-25, для создания потока используется Не), ГТ-2 (М=8, для создания потока используются воздух, Не или CF4; M= 16-22, для создания потока используется Не); ВАТ-3 (М= 12-20; для создания потока используются N2 или С02).
Для проведения испытаний с моделированием аэродинамического нагрева конструкций используются камеры: Т-34 (М=1-9; Т=4000°К); Т-122 (М=4; 8; Т=5000°К); ВАТ-104 (вакуумная труба; V=4,2 км/с; Т=9000°К); ВТС (вакуумная труба; Т=8000°К; труба используется для отработки конструкционных материалов); Т-123 (М=7-20; 1 -7; Т=4000-5000°К; труба используется для исследований аэродинамики объектов, отработки тепловой защиты и конструкционных материалов).
Для исследований вопросов газовой динамики используются установки ИТ-1; ВАТ-102; ВАТ-103; ВАТ-105; ТЭР.
Для исследований реактивных двигателей созданы аэродинамические трубы: Т-58; Т-131; ТПД (установка переменной плотности потока, с открытой
рабочей частью в камере Эйфеля используется для проведения испытаний моделей воздухозаборников, реактивных сопл и хвостовых частей летательных аппаратов); СВС-1; СВС-2.
В составе экспериментальной базы ЦАГИ имеются подвижные и неподвижные пилотажные стенды и стенды систем управления; стенды статической и динамической прочности, выносливости, аэроупругости, тепловой и акустической прочности натурных конструкций летательных аппаратов и их элементов; стенды для исследований воздухозаборников и реактивных сопел; гидродинамические стенды.
В ЦАГИ имеются баллистические установки, заглушённые и ревер-берационные камеры, стенды авиационной акустики и многие другие испытательные стенды и экспериментальные установки. Для автоматизации экспериментов, а также для проведения теоретических расчётов широко используется современная вычислительная техника.
ЦАГИ награждён орденами Ленина (1945), Октябрьской Революции (1971), Красного Знамени (1933), Трудового Красного Знамени (1926).

Теги: