В начале 1980-х годов в НПО "Ленинец" было сформировано научно-техническое направление, исследующее проблемы создания гиперзвуковых (в том числе и аэрокосмических) самолетов с уникальными энергетическими характеристиками для ВВС5. С этой целью был сформирован отдел с размещением на филиале "Сектор" и предоставлением площади на филиале для проведения экспериментов. Работы по направлению возглавил В. Л.Фрайштадт.
В середине 1980-х годов было образовано СКБ "Нева", которое было переведено в здание НИИРЭС (НПО "Ленинец"), а на территории филиала
были оставлены только экспериментальные стенды и оборудование.
На базе СКБ "Нева" в 1992 году было образовано Государственное научно-исследовательское предприятие гиперзвуковых скоростей (НИПГС). В 1993 году НИПГС было преобразовано в АООТ НИПГС. В 1993 году в Санкт-Петербурге состоялся выездной научно-технический совет Государственного комитета по оборонной промышленности, посвященный проблеме создания гиперзвуковых летательных аппаратов.
В 1994 году в состав Дирекции по проблеме "Новые гиперзвуковые технологии" вошли ведущие предприятия и организации России, работающие в
области аэрокосмических исследований: ЦАГИ, ЦИАМ, МКБ "Радуга", КБ "Арсенал", ЦНИИМ, ЭМЗ им. Мяси-щева, Сибирское отделение РАН, ИВТ РАН и др5.
Исследования в области освоения гиперзвуковых скоростей полета (концепция "Аякс"), проводимые в НИПГС, носили фундаментальный характер и были направлены на создание высокотехнологической наукоемкой продукции в важнейших областях развития гиперзвуковых технологий. В частности, в НИПГС исследовалась проблема активного энергетического взаимодействия гиперзвукового летательного аппарата с обтекающим его воздушным потоком. Был предложен принцип работы и созданы основные компоненты реактора химической регенерации тепла с катализатором, помещенным под обшивкой планера.
Обшивка самолета в наиболее температурнонапряженных местах -двухслойная оболочка - представляет собой подсистему активного охлаждения с реакторами химической регенерации тепла. Между слоями оболочки размещен катализатор из термостойкого материала ("мочалки из никеля"). При движении самолета в атмосфере с гиперзвуковой скоростью происходит разогрев конструкции. Между оболочками запускается керосин (и вода для химической конверсии). Реакция термохимического разложения керосина (воды) происходит с сильным поглощением тепла и выделением водорода, который направляется для обогащения жидкого керосина, поступающего в камеру сгорания прямоточного ВРД со сверхзвуковым горением. Было показано, что при всех режимах полета температура элементов планера не превысит 800-850° С.
При испытаниях в ЦАГИ было получено, что созданное в рамках концепции "Аякс" углеводородное топливо сгораете несколькораз быстрее, чем водород.
Маршевый двигатель - магнито-плазмохимический двигатель - включает в себя магнитогазодинамический генератор и МГД-ускоритель. За счет торможения гиперзвукового потока магнитным полем создаются оптимальные условия в сверхзвуковой камере сгорания. Помимо этого, генерируется электричество мощностью до 100 мегаватт. Ионизированный заторможенный воздушный поток поступает в камеру сгорания. При необходимости увеличения скорости полета МГД-ускоритель дополнительно разгоняет продукты сгорания, что должно позволить увеличить скорость полета до М=25 и обеспечить выход на околоземную орбиту.
В качестве топлива на самолете используется авиационный керосин, дополнительно на борт берется вода.
В ГНИПГС в начале 1990-х годов в рамках работы по программе "Нева" была разработана серия летательных аппаратов от "Нева-М1" до "Нева-М7". Серию начинали беспилотные летательные аппараты, замыкали - транспортные летательные аппараты.
Предполагалось, начиная с 1993 года, с полигона Капустин Яр на трассе до озера Балхаш провести бросковые испытания крупноразмерных моделей летательных аппаратов и рабочих модулей. Для подъема экспериментальных изделий на требуемую высоту предполагалось использовать ракету-носитель "Космос-ЗМ", выпускаемую омским ПО "Полет", обеспечивающую вывод на околоземную орбиту высотой
250 км нагрузки до 1500 кг. На траектории спуска экспериментальной модели рассчитывали получить скорость полета до М=17.
На базе ракеты Х-22 предполагалось создание ЛЛ со скоростью полета до М=8 для отработки модуля ПВРД сверхзвукового горения.
По планам работ 1992 года в 1999 году предполагалось начать испытания пилотируемого самолета, проектирование и постройка которого должна была быть выполнена ЭМЗ им. В.М.Мя-сищева совместно с ЦАГИ и НИПГС. К 2015 году, при достаточ-ном объеме финансирования прог-рамы со стороны государства, плани-ровалось создать полноразмерный гиперзвуковой самолет.
Разработки НИПГС (СКБ "Нева") дают возможность установить на гиперзвуковом самолете мощный лазер, способный, например, сжигать на околоземных орбитах космический мусор.
На борту самолета возможна установка устройства для штопки "озоновых дыр" над полюсами Земли, при этом сам самолет в полете практически не разрушает озонового слоя.
Предлагались варианты использования гиперзвуковых самолетов для доставки пассажиров в любую точку планеты за 2 часа; для метеорологического и экологического дозора, для оказания помощи судам, терпящим бедствие в Мировом океане, и космическим кораблям на околоземных орбитах4, для вывода космических аппаратов на орбиту.
Гражданский вариант гиперзвукового самолета рассчитывался на скорость полета 6000-12000 км/ч, дальность полета без дозаправки - до 19000 км, полезная нагрузка - до 100 пассажиров2.
В 1995 году на МАКС-95 были представлены новые варианты компоновочных схем ГЛА различного назначения: многоразовой крупномасштабной модели гиперзвукового летательного аппарата (ГЛА); многоцелевого гиперзвукового самолета; одноступенчатого воздушно-космического самолета; двухступенчатой аэрокосмической системы; транспортного гиперзвукового самолета.

Теги: