Проектная документация на опытный бомбардировщик АНТ-42 (ЦАГИ-42) была доработана с внесением незначительных изменений в конструкцию самолета и передана на серийный завод для выпуска опытной
серии бомбардировщиков ТБ-7.
Серийное производство бомбардировщиков ТБ-7 было начато на авиазаводе №124 в Казани в 1939 году. К 1940 году было выпущено шесть несколько отличавшихся друг от друга
экземпляров самолета: четыре с двигателями АМ-34ФРНВ и АЦН-2 и два самолета, отличающихся от прототипа использованием нового типа двигателей - АМ-35 (АМ-35ТК), отсутствием агрегата центрального наддува и составом оборонительного вооружения.
На самолетах первой серии с двигателями АМ-34ФРНВ в ходе эксплуатации два раза была произведена замена двигателей: первоначально на двигатели АМ-35, позднее на АМ-35 А.
По результатам опытной эксплуатации самолетов было рекомендовано АЦН на всех самолетах заменить индивидуальной установкой компрессоров на каждом двигателе.
После непродолжительного перерыва заводом был возобновлен выпуск самолетов с двигателями типов АМ-35 и АМ-35 А. До конца 1940 года было выпущено 18 машин, 17 машин -в 1941 году, перед снятием бомбардировщика ТБ-7 с производства в 1942 году было выпущено еще 20 самолетов.
К началу Великой Отечественной войны в готовности в ВВС находилось 27 самолетов. В первый день войны на аэродроме Борисполь было уничтожено как минимум 5 машин.
Серийный самолет ТБ-7 образца 1941 года имел полетную массу 27000-35000 кг, экипаж 8-11 человек. Запас топлива 10800 кг, позднее запас топлива был увеличен до 13025 кг при запасе масла 670 кг.
Бомбовая нагрузка самолета размещалась в бомбоотсеке и на внешней подвеске под крылом. Типовые варианты боевой нагрузки: 40 х ФАБ-100 (или любых бомб аналогичного калибра); 12 х ФАБ-250; 6 х ФАБ-500; ФАБ-2000; ФАБ-3000; с 1943 года обеспечивалась подвеска бомбы ФАБ-5000 (на самолетах, оснащенных двигателями М-82 и АШ-82). На внешних узлах подвески под крылом кроме бомб различных типов (в том числе и трофейных) могли размещаться РРАБ; два ДАП, ВАП-500 или два ВАП-1000 (ВАП-выливные авиационные приборы). Самолеты использовались и для сброса листовок над территорией противника.
Стрелково-пушечное вооружение бомбардировщиков с двигателями АМ-34ФРНВ и АМ-35 (АМ-35А) размещалось на бомбардировщике в следующих местах: спарка ШКАС в носовой электрифицированной турели НЭБ (5Т214) конструкции Свиридова, пушки ШВАК на верхней тяжелой аэродинамической турели ТАТ, крупнокалиберные пулеметы БТ в шассийных установках ШУ-32 (иногда вместо БТ устанавливались пулеметы ШКАС). На самолетах раннего выпуска применялась кормовая стрелковая установка 2Т215 конструкции Свиридова с пулеметами ШКАС. В 1943 году на нескольких самолетах носовая спарка пулеметов ШКАС была заменена на 20-мм пушку ШВАК.
Некоторые экземпляры самолетов ТБ-7 с 1941 года оборудовались системой слепой посадки "Ночь" для полетов при ориентировании по сигналам наземных радиостанций и привода на аэродром базирования*.
Тяжелые бомбардировщики Пе-8 (ТБ-7 получил обозначение Пе-8 после гибели В.М.Петлякова в январе 1942 года), уцелевшие в ходе войны, находились на вооружении ВВС до середины 1946 года, а затем были переданы для эксплуатации в ГВФ, где использовались до середины 1950-х годов.

Теги: , ,