В 1969-1970 годах в ОКБ-473 генерального конструктора О.К.Антонова совместно с ЦАГИ, НИИ АС и другими организациями МАП выполнялась научно-исследовательская работа по созданию на базе тяжелого транспортного самолета Ан-22 межконтинентального авиационно-ракетного комплекса Ан-22Р с морскими баллистическими ракетами.
На самолете в фюзеляж предполагалось разместить три вертикально расположенных и выступающих над фюзеляжем пусковых установки с баллистическими ракетами большой дальности.
Работы по тяжелому транспортному самолету Ан-22 были начаты по Постановлению СМ СССР от 13 октября 1960 года и Приказу ГКАТ от 9 ноября
1960 года. Работы по самолету возглавил А.Я.Белолипецкий, ведущий конструктор - В.И.Кабаев. Самолет Ан-22 проектировался как составная часть транспортной системы для доставки крупногабаритных грузов массой до 50 т на аэродромы или грунтовые площадки, в том числе покрытые снегом или льдом, с последующей их транспортировкой к месту назначения вертолетом (Ми-12). Номенклатура грузов, оговоренная заказчиком, была весьма широкой: межконтинентальные баллистические ракеты, боевая и инженерная техника, грузы в контейнерах и в произвольной таре, крупногабаритные и негабаритные грузы. Самолет должен был обеспечить возможность десантирования моногрузов массой до 20 т.
Макет самолета был построен к середине (в октябре) 1961 года, рабочее проектирование началось и декабре 1961 года. Прототип Ан-22 (бортовой номер СССР-46191) с двигателями НК-12МВ с воздушными винтами типа АВ-60, изготовленный на КМЗ к августу 1964 года, был поднят в воздух 27 февраля 1965 года.
Первый серийный самолет выпуска Ташкентского авиазавода был поднят в воздух 27 января 1966 года. После испытаний и доводки серийные самолеты Ан-22 с двигателями типа НК-12МА с воздушными винтами АВ-90 в 1969 году начали поступать в строевые части ВТА.
Ан-22А - вариант самолета с усиленной конструкцией и форсированными до 18000 э.л.с. двигателями, со взлетной массой до 250 т с максимальной коммерческой нагрузкой до 80 т прорабатывался с 1966 года. Предусматривалась установка оборонительного пушечного вооружения в хвостовой части фюзеляжа. Доработанный в 1970-1971 годах вариант серийного самолета Ан-22 - Ан-22А проходил государственные испытания в 1972 году. На самолете была изменена компоновка топливной системы, модернизировано оборудование, заменены некоторые агрегаты и система управления. Самолеты с учетом проведенных усовершенствований выпускались начиная с пятой серии.
Всего за годы серийного производства (1965-1976) выпущено 66 машин Ан-22 и Ан-22А.
Одним из вариантов авиационно-ракетного комплекса Ан-22Р предусматривалась установка на самолете-носителе ракет Р-27 морского ракетного комплекса Д-5.
Ракетный комплекс Д-5 для кораблей ВМФ разрабатывался с ракетой 4К10 для поражения наземных стратегических целей и с ракетой 4К18 для поражения надводных кораблей большого водоизмещения. Работы по комплексу были начаты в апреле 1962 года согласно Постановлению СМ №386-179 от 24 апреля 1962 года. На вооружение комплекс Д-5 был принят Постановлением СМ № 162-164, подписанным в марте 1968 года, но только с ракетой Р-27 (4К10). Носителем комплекса Д-5 стала ПЛ пр.667А, оснащенная 16 шахтными пусковыми установками.

Теги: ,