Ту-160 - миогорежимиый стратегический бомбардировщик, предназначенный для действий как с малых высот на дозвуковой скорости, так и с больших высот при сверхзвуковой скорости. Основное вооружение бомбардировщика - управляемые ракеты малой дальности и стратегические крылатые ракеты, которые позволяют наносить ядерные или обычные удары по целям с заранее заданными координатами. Для выполнения некоторых боевых задач самолет может оснащаться сво-бодиопадающими бомбами различных типов и калибра, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим, размещаемым внутри фюзеляжа в грузовом отсеке, вооружением.
Работы иад эскизным проектом сверхзвукового (миогорежимиого) бомбардировщика Ту-160 начались в 1975 году. Первый вариант компоновки был разработай иа базе ранее спроектированных в ОКБ ММЗ "Опыт" самолетов по схеме "бесхвостка" -"135" и Ту-144, ио не был принят к дальнейшей разработке, т.к. не позволял получить
миогорежимиый самолет, а был оптимизирован только для сверхзвукового полета.
В дальнейшем работы были продолжены иад вариантом машины с крылом изменяемой геометрии, получившим обозначение Ту-160М. По этому проекту прорабатывалась установка на самолете отклоняемого носового обтекателя по типу используемого на транспортном самолете Ту-144; рассматривались различные варианты расположения двигателей: от единого пакета всех двигателей до парного - один над другим - всего было рассмотрено 14 вариантов компоновки силовой установки.
В 1977 году в ОКБ КМЗ "Труд" генерального конструктора Н.Д.Кузнецова (г.Куйбышев) был создан двигатель НК-32 (изделие "Р"), который разрабатывался в соответствии с требованиями к проекту нового бомбардировщика.
В конце 1977 года был утвержден макет самолета Ту-160 (буква "М" в обозначении Ту-160М практически не употреблялась) и на авиазаводе в Казани началось изготовлениетрех прототипов, сборка которых производилась ММЗ "Опыт". Первый полет самолета Ту-160 ("изделие 70-01"), предназначенного только для исследований аэродинамики самолета, состоялся 18 декабря 1981 года.
С целью ускорения испытаний и создания многорежимного бомбардировщика был начат выпуск опытных серий. Порезультатам доводки и летных испытаний восьми самолетов двух опытных серий размах стабилизатора был уменьшен на 0,5 м.
Государственные испытания бомбардировщика Ту-160, в ходе которых с самолетов четыре раза производились пуски ракет Х-55 с многозарядного револьверного катапультного устройства МКУ-6-5У, прошли в середине 1989 года.
Серийные бомбардировщики получили обозначение Ту-160С. Бомбардировщик Ту-160 (Ту-160С) с КР Х-55 и системой "Спрут-СМ" был сдан в эксплуатацию ВВС.
В мае 1987 года Ту-160 начали поступать в 184 ТБАП (г.Прилуки, Украина). С 1991 года самолеты поступают в ТБАП, базирующийся в г.Энгельс (Россия). Для обучения пилотов самолетов Ту-160 используются самолеты Ту-134УБЛ, обладающие сходной с Ту-160 управляемостью при дозвуковых скоростях полета, штурманы проходят обучение на самолетах Ту-134УБК, оснащенных РЛС и имитаторами комплекса вооружения бомбардировщика.
Из первоначального заказа - 100 машин, уменьшенного Министерством обороны по финансовым соображениям до 40, выпущено около 30 (по некоторым данным 27 или 28) самолетов Ту-160, 19 из которых базировались на Украине.
Производство бомбардировщиков было прекращено (приостановлено) в 1992 году по указанию Б.Н.Ельцина. В 1997 году на заводе в Казани были начаты работы по возобновлению производства самолетов Ту-160.
В боевом составе ВВС России на середину 1999 года имелось шесть бомбардировщиков Ту-160 (базируются на авиабазе в г.Энгельс). Два самолета используются АНТК им. А.Н.Туполева для проведения исследований и испытаний. На Казанском АПО имелось еще шесть недостроенных машин в различной степени готовности. В 1999 году МО России выделило средства на достройку одной машины, которая в начале 2000 года была передана ВВС.
С 1995 года велись переговоры между Россией и Украиной о продаже России 10 полностью исправных машин Ту-160, однако цена - 25 млн. долларов за самолет, предложенная российской стороной не удовлетворила партнера по переговорам.
Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о ликвидации стратегических авиа-ционно-ракетных комплексов Ту-95МС и Ту-160. 5 декабря 1998 года МО Украины и МО США подписали соглашение о ликвидации 44 тяжелых бомбардировщиков и 1068 крылатых ракет Х-55 воздушного базирования (19 самолетов Ту-160 предполагалось уничтожить в рамках международного договора START-1). По дополнительному соглашению 16 самолетов Ту-160 планировалось утилизировать, 3-после доработки использовать в качестве первой ступени при запусках космических ракет. Восемь Ту-160 должны были быть переданы России в качестве погашения долгов за газ.
В 1999 году Министерство обороны Украины получило разрешение Правительства Украины продать три бомбардировщика Ту-160 и запасные части к ним американской компании Platforms International Corporation для переоборудования самолетов в носители ракет для запуска спутников. Организация запуска спутников с помощью ракет-носителей типа Pegasus возлагалась на американскую фирму Orbital Network Services Corporation. Российская сторона указала украинскому и американскому правительствам о нарушении положений Договора СНВ-2. В апреле 1999 года в газете "Коммерсант" было отмечено, что принципиальная позиция России нашла поддержку в Вашингтоне, который также высказался против любого нарушения Украиной основополагающих положений Договора; Киев отказался от продажи самолетов.
В апреле-мае 1999 года обсуждался вопрос об обмене восьми самолетов Ту-160 и трех бомбардировщиков Ту-95МС ВВС Украины на самолеты Ан-22 и Ан-124 ВТА России. В начале августа 1999 года была достигнута договоренность о передаче Украиной России восьми полностью исправных тяжелых бомбардировщиков Ту-160 в счет частичного погашения задолженности за поставки природного газа. Передача бомбардировщиков России началась в ноябре 1999 года. Из имеющихся на вооружении ВВС России и передающихся Украиной
бомбардировщиков, с учетом достраивающегося Казанским авиазаводом бомбардировщика Ту-160, в Энгельсе будет сформирована авиагруппа в составе 14 самолетов, способная нести 168 крылатых ракет большой дальности.
С 1998 года Украина приступила к уничтожению стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства -до конца года было утилизировано два Ту-160. Полностью авиапарк украинских самолетов Ту-160 предполагалось ликвидировать к 2001 году -последний стратегический авиационный комплекс Ту-160 ВВС Украины был уничтожен 2 февраля 2001 года. Один бомбардировщик Ту-160, приведенный в состояние, исключающее его боевое применение, находится в Полтавском музее авиации и космонавтики.
Ту-160 - самолет нормальной аэродинамической схемы с крылом изменяемой стреловидности. Компоновка центральной части планера интегральная. Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов (В-95, тер-мообработанных для повышения ресурса, а также АК-4). Доля титановых сплавов в массе планера - 20%, широко использованы композиционные материалы, применены клееные трехслойные конструкции.
Экипаж из четырех человек располагается в носовой части фюзеляжа в общей гермокабине на катапультных креслах К-36ДМ, выстреливаемых в аварийной ситуации вверх после сброса люков. Впереди-слева место командира корабля, справа-второго пилота, заними размещены кресла штурмана (отвечает за навигацию и наступательное вооружение) и штурмана-оператора (обслуживает системы БКО, связь и энергетику). Вход на борт осуществляется по наклонной лестнице через нишу передней ноги шасси (на самолетах
с седьмой серии введен встроенный трап-бортовая телескопическая лестница). Кабина снабжена небольшой кухней и туалетом.
Фюзеляж по конструкции полу-монокок. В носовой части фюзеляжа расположены бортовая РЛС, отсек оборудования с блоками БРЭО, приемная штанга системы дозаправки топливом в воздухе (в ходе серийного производства с 1988 года конструкция штанги была изменена), гермокабина экипажа, включающая технические отсеки, а также ниша передней ноги шасси. Экипаж самолета располагается в общей гермокабине на катапультных креслах. Катапультные кресла К-36ДМ выстреливаются вверх после сброса люков. За кабиной последовательно размещены два унифицированных отсека вооружения длиной 11,28 м и шириной 1,92 м, в которых располагается по одному многозарядному револьверному катапультному устройству МКУ-6-5У. Каждое катапультное устройство может нести 6 ракет Х-55. Масса МКУ - 1550 кг, привод-гидравлический. В отсеках вооружения могут устанавливаться замки для подвески всей номенклатуры авиационных средств поражения, системы подъема оружия, а также монтируется электрокоммутационная аппаратура. На торцевых и боковых стенках отсека размещены агрегаты гидросистемы, система управления створками. Между отсеками вооружения проходит балка центроплана. В наплывной и хвостовой частях самолета размещены топливные кессон-баки. В носовой негерметизированной части наплыва находятся агрегаты систем жизнеобеспечения и кондиционирования.
Центральная часть планера включает фюзеляж, неподвижную часть крыла, встроенную балку центроплана, мотогондолы двигателей. Центральная часть крыла и фюзеляж представляют единый агрегат, выполненный в основном из алюминиевых сплавов.

Теги: , ,