Тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-95МС - носитель крылатых ракет большой дальности создан на базе планера самолета ПЛО дальней зоны Ту-142.
Опытный самолет Ту-95МС был выпущен на Таганрогском машиностроительном заводе путем переделки серийного самолета Ту-142МК с двигателями НК-12МП в самолет-носитель крылатых ракет.
Первый полет на Ту-95МС выполнен в сентябре 1979 года.
При дозаправке в воздухе полетная масса самолета может достигать 190 т, дальность полета 18000 км, боевая нагрузка - 25 т.
На самолете Ту-95МС обеспечивается подвеска шести ракет Х-55 (общая масса боевой нагрузки из шести ракет Х-55 - 7800 кг) в бомбоотсеке на фюзеляжной многопозиционной катапультной установке МКУ-6-5У (в варианте Ту-95МС-6), дополнительно возможна подвеска четырех ракет Х-55 на двух (внутренних) подкрыльных пилонах, или десяти ракет Х-55 (восьми ракет Х-55М) на четырех пилонах (вариант Ту-95МС-16, общая масса боевой нагрузки - 20800 кг).
В ходе эксплуатации кормовую установку с пушками АМ-23 на самолетах Ту-95МС раннего выпуска заменили на установку УКУ-9К-502-11 с пушками ГШ-23 калибра 23 мм.
Серийное производство бомбардировщиков Ту-95МС велось на авиазаводе в Таганроге до 1983 года, после чего было передано на Куйбышевский (Самарский) авиазавод. В феврале 1992 года был принят Указ Президента России о завершении производства самолетов Ту-95МС. Мощности по производсту самолетов Ту-95МС на заводе в Самаре были свернуты в 1995 году.
Всего выпущен 31 самолет типа Ту-95МС-6 и 57 самолетов типа Ту-95МС-16.
На вооружении стратегической авиации СССР находилось 87 самолетов Ту-95МС.
Самолеты Ту-95МС с 1990 года дооснащаются средствами попутной разведки.
РЛС "Обзор-МС" для самолетов Ту-95МС была разработана в СКБ-1 НПО "Ленинец" под руководством главного конструктора Е.Ф.Бочарова.
Серийный выпуск РЛС осуществлялся Производством №1 НПО "Ленинец".
В настоящее время ВВС России имеют 28 самолетов Ту-95МС-6, 35 самолетов Ту-95МС-16. По договору СНВ-2 все бомбардировщики типа Ту-95МС находятся в строю в варианте Ту-95МС-6.
В 2000 году России были переданы три самолета типа Ту-95МС, из 23 имевшихся на вооружении у Украины (по публикации в газете "Известия от 10 октября 1997 г. - Украина обладала 21 самолетом).
Ремонт самолетов Ту-95МС осуществляется на заводе №360 в Рязани, ранее ремонт самолетов типа Ту-95МС производился и на авиаремонтном заводе в Белой Церкви.
В настоящее время в России ведутся работы по созданию плана модернизации парка самолетов типа Ту-95МС с целью продления ресурса планера самолета и введения в штатную номенклатуру нового вооружения.
Предполагается оснащение самолета новой БРЭО и высокоточными крылатыми ракетами нового поколения с ядерными и обычными боевыми частями,способными поражать малоразмерные и площадные цели на дальности до 5000 км, тактическими крылатыми ракетами. Самолет-носитель предполагается оснащать системами подвески ракетного вооружения, рассчитанными на 8 крылатых ракет большой дальности или до 14 тактических крылатых ракет.
Предполагается, что модернизированные бомбардировщики типа Ту-95МС сохранятся на вооружении ВВС России, по крайней мере, до 2010 года.
Два самолета Ту-95МС, принадлежащих ВВС Украины, предполагается переоборудовать в самолеты-разведчики для использования по программе "Открытое небо".

Теги: ,