Ту-125-"125"-проект дальнегоодно-режимного сверхзвукового бомбардировщика, созданный по аэродинамической схеме "утка". Работы по бомбардировщику, предназначенному в перспективе для замены дальнего бомбардировщика Ту-22, велись отделом С.М.Егера с 1958 года.
В первых проработках для бомбардировщика, способного совершать длительный полет на сверхзвуковом режиме, была принята взлетная масса порядка 100-125 т, что определило требования к типу и составу силовой установки.
В 1958 году проект самолета-носителя "125" прорабатывался с двумя двигателями типа НК-6 или НК-10 (взлетная тяга силовой установки около 24000 кг), установленными в хвостовой части фюзеляжа в изолированных мотогондолах. Самолет схемы "утка" с треугольным несущим крылом должен был иметь скорость полета - до 2700 км/ч, практический потолок - 2500 м, дальность полета - 7000 км.
Работа над бомбардировщиком, предназначенным для замены самолетов "105А2" и "106", по мере развития перешла в работу над более тяжелым
ударным самолетом (с заданными летными характеристиками)
Проект разрабатывался в нескольких вариантах (просмотрено несколько десятков компоновочных схем) с варьированием числа и типа двигателей как альтернативный проекту "135", представленному на конкурс проектов (аванпроектов) сверхзвукового бомбардировщика.
Проектные варианты самолета "125" с двумя двигателями НК-6 или НК-10, а также с четырьмя двигателями Р-15Б-300 и некоторыми другими, рассматривавшиеся в 1960-х годах, имели компоновочные схемы, близкие к используемым в работах по проекту "135".
Расчетные характеристики варианта самолета "125" с двигателями РД36-41 (разработки ОКБ-36 главного конструктора П.А.Колесова): максимальная скорость - М=3, дальность полета -до 6000 км, взлетная масса - 130000 кг. Проект, разработанный к весне 1962 года, принят не был. Предпочтение на конкурсе получил проект Т-4 ОКБ-51 главного конструктора П.О.Сухого.
Проектные работы по самолету "125" велись до середины 1960-х годов -практически до начала работ в СССР над многорежимными ударными самолетами.
Бомбардировщик " 125 " в конце 1950-х годов рассматривался в качестве возможного самолета-носителя беспилотного самолета-снаряда Ту-140 ("140"), который проектировался в ОКБ-156 в различных вариантах.
Разработчик...................................ОКБ-156
Генеральный конструктор .. А.Н.Туполев
Состоиние..........................................проект,
начало 1960-х годов Двухдвигательный вариант 1960-х годов:
Экипаж, чел...................................................3
Габаритные размеры, м:
- длина................................................... 38,4
- размах крыла...................................... 24,7
- высота................................................. 10,1
Площадь крыла, кв. м...........................226,0
Масса, кг:
- взлетная...........................125000- 130000
- боевой нагрузки.....................около 5000
Тип двигателей........................................ТРД
Марка двигателей...............................НК-6Б
Разработчик.....................................ОКБ-276
Генеральный конструктор .... Н.Д.Кузнецов Тяга двигателей, кг:
- макс, на форсаже.....................2 х 24800
- номинальная.......................... 2 х (12000)
Скорость, км/ч:
- максимальная.............2500 - 2650 (М=3)
- крейсерская.............................. 2200-2500
- посадочная ...............................около 300
Дальность полета, км:
- на сверхзвуковом режиме.......4500-6000
- на дозвуковом режиме.............7000-9000
Практический потолок, м......... 18500-20500
Четырехдвнгательный вариант 1960-х годов:
Экипаж, чел...................................................3
Габаритные размеры, м:
- длина................................................... 41,4
- размах крыла...................................... 22,2
- высота.................................................9,55
Площадь крыла, кв. м...........................226,0
Масса, кг:
- взлетная......................................... 110000
- боевой нагрузки.....................около 5000
Тип двигателей........................................ТРД
Марка двигателей.......................... Р15Б-300
Разработчик.....................................ОКБ-300
Генеральный конструктор........С.КТуманский
Тяга двигателей, кг:
- макс, на форсаже......................4 х 11200
- номинальная................................4x7500
Скорость, км/ч:
- крейсерская....................................... 3500
- посадочная ...............................около 300
Дальность полета, км:
- иа сверхзвуковом режиме.................4800
- на дозвуковом режиме...........................(-)
Практический потолок, м.....................25000
Вооружение:
- ракетное................................в вариантах:
1 х Х-22
система наведения.....................АРЛГСН
дальность стрельбы, км................до 600
скорость полета..........М=3,5 (до М=4,6)
стартовая масса, кг......................до 6000
боевая часть .......кумулятивно-фугасная
- 1 х Х-45
система наведения.....................АРЛГСН
дальность стрельбы, км..............до 1500
скорость полета, км/ч.............7000-9000
стартовая масса, кг......................до 4500
боевая часть кумулятивно-фугасная

Теги: , , ,