В 1957 году было принято совместное Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании авиационно-ракетной системы на базе тяжелого бомбардировщика ЗМ.
Предполагалось использование с самолета-носителя типа ЗМН ракет комплексов К-10, К-14 и К-22. Подвеска ракет предполагалась на балочных держателях под консольными частями крыла.
На самолете-носителе ЗМЕ были установлены РЛС "Рубин-1", прицел СПВ "Аргон-2", применены новая система дальней навигации и связное оборудование.
Крыло самолетамодифицировано по сравнению с базовым вариантом, доработана носовая оконечность самолета.
Опытная машина ЗМЕ*, переоборудованная из серийного самолета ЗМ, была передана на испытания в 195 8 году. Самолет прошел испытания без ракет, которые не были созданы к заданному сроку.
Бомбардировщик-ракетоносец ЗМЕ стал основой при разработке и выпуске следующей модификации самолета ЗМ-прототипа самолета ЗМД.
Опытный образец самолета ЗМЕ был потерян при столкновении с самолетом М-50А на аэродроме.
Разработчик.....................................ОКБ-23
Главный конструктор.........В.М.Мясищев
Изготовитель ......................авиазавод №23
Производство....................переоборудован
один самолет*
Состояние........................опытный самолет
Экипаж, чел...................................................8
Габаритные размеры, м:
- длина................................................... 51,7
- размах крыла.................................... 53,14
- высота (на стоянке)........................... 11,5
Площадь крыла, кв.м..........................351,78
Угол стреловидн. крыла, гр................... 34,5
Масса, кг:
- взлетная максимальная................ 193000
- взлетная макс, с ПТБ...................203000
- пустого самолета......................ок. 76000
- боевой нагрузки нормальная........ 18000
- боевой нагрузки максимал............ 24000
Запас топлива, л....................123600-132000
Тип, марка двигателя................ТРД, ВД-7П
Тяга двигателей, кг........................4 х 11000
Скорость, км/ч:
- максимальная...................................... 925
- крейсерская......................................... 850
- взлетная...............................................3 10
- посадочная.........................................210
Дальность полета с 5 т бомб, км:
- без дозаправки.............................. 11800
Практический потолок, м...................1225
Оборудование:
- система дальней навигации .РСДН-ЗС
- навигац.-бомбовый автомат.........НБА
- прицельная РЛС ..................."Рубин-1"
- оптический прицел................ОПБ-112
- прицельная РЛС СПВ.........."Аргон-2"
- станция постановки помех ... "Азалия"
- радиокомпас..................................АРК-5
- радиовысотомер..............................РВ-5
- аэрофотоаппараты ..................АФА-42
- радиостанция............Р-847Т, Р-876Т,
Р832М
Вооружение:
- пушечное..................6 х 23-мм АМ-23
(боезапас, шт ) ...........................(4200)
- бомбовое....................................по типу
бомбардировщика ЗМН
-ракетное.....................2 х К-10С (К-14)
система наведения..................АРЛГСН
дальность стрельбы, км..............до 260
скорость полета, км/ч......... М=1,4-1,5
боевая часть...............................ядерная
*В книге "Самолеты В.М.Мяснщева" говорится о выпуске двух опытных самолетов ЗМЕ,

Теги: ,