На базе проекта двухдвигательного сверхзвукового гидросамолета-разведчика, разрабатывавшегося в ОКБ-49 в 1956-1957 годах, в 1957 году было начато проектирование самолета СД МБР (сверхзвуковой дальний морской бомбардировщик-разведчик) с двигателями НК-6.
После проведения исследований по выбору компоновочной схемы самолета для дальнейших работ была принята нормальная схема самолета с тонким крылом сложной формы в плане.
Анализ боевых возможностей самолета показал реальность достижения дальности полета 20000 км при организации двух дозаправок от подводных лодок. Оборудование самолета обеспечивало боевое применение в сложных метеоусловиях в любое время суток в любых географических широтах. Самолет должен был обеспечить решение задач в условиях сильного противодействия со стороны средств ПВО противника. Однако возможности самолета как бомбардировщика и самолета-носителя противокорабельных ракет были существенно ниже возможностей самолета аналогичной взлетной массы, но сухопутного базирования. Предпочтение было отдано созданию
самолета в вариантах разведчика дальней океанской зоны, самолета целеуказания.
Был разработан рабочий проект самолета, готовилась закладка опытного образца, но работы были свернуты по причине изменения требований заказчика.
Проведенные в ЦАГИ исследования по гидродинамике водоизмещающего корпуса самолета позволили отработать конфигурацию носовой части самолета,
днища, взлетно-посадочных устройств, механизации крыла, а также размещение двигателей силовой установки самолета, обеспечивавших надежность и работоспособность конструкции при базировании на воде (длительном пребывании на воде при волнении 3-4 балла), движении на больших скоростях при разбеге и на посадке. Достигнутый уровень перегрузок (определяющими были местные перегрузки элементов конструкции при контакте с водой)
позволял создать самолет с требуемыми летными характеристиками.
Крыло самолета СД МБР кессонного типа с топливными баками-отсеками. Для предотвращения разрушения механизации крыла при взаимодействии с водой в режимах взлета и посадки были приняты только простые щелевые закрылки и элероны.
Оперение Т-образное с управляемым стабилизатором.
Плавучесть самолета обеспечивалась водоизмещающим фюзеляжем, непотопляемость (живучесть) - наличием в фюзеляже 14 водонепроницаемых отсеков. Остойчивость самолета на плаву обеспечивалась поплавками, расположенными на концах крыла.
В качестве взлетно-посадочного устройства использовались носовая гидролыжа, подводное крыло в средней части самолета, воспринимавшее основные нагрузки, и кормовая демпфирующая гидролыжа.
Все детали каркаса и обшивки планера самолета имели антикоррозионное защитное покрытие.
Силовая установка состояла из четырех двигателей, расположенных в двух мотогондолах над крылом и в одной мотогондоле на два двигателя над фюзеляжем.
Топливо размещалось в 14 фюзеляжных баках (три бака общей емкостью 17 т протестированные с защитой от 20-мм снарядов) и в 8 крыльевых баках. В кормовой части фюзеляжа находился бак-отсек, использовавшийся для обеспечения требуемой центровки при переходе скорости полета от дозвуковой к сверхзвуковой.
Противообледенительная система — воздушно-тепловая (обслуживала носок центроплана и носок киля) и электротепловая (обслуживала носки консолей, стабилизатор, воздухозаборники двигателей).
Для покидания самолета в аварийных ситуациях для летчика, штурмана и оператора предусматривались катапультные кресла, индивидуальные средства спасения дополнялись надувными лодками ЛАС-5М.
Боевая нагрузка (крылатая ракета) должна была размещаться в фюзеляжном отсеке длиной 11 м, оборудованном донными створками и палубным крупноразмерным загрузочным люком.
На базе самолета СД МБР проектировался самолет-разведчик-указатель, который должен был в дальней океанской зоне и обеспечить целеуказания для корабельных ракетных комплексов с противокорабельными ракетами при обнаружении кораблей противника. Состав бортового оборудования самолета должен был включать станции разведки и целеуказания, средства передачи данных; средств поражения на борту самолета не предусматривалось.
Разработчик......................................ОКБ-49
Главный конструктор..............Г.М.Бериев
Главный конструктор проекта...................
Состояняе............................................проект
Экипаж, чел....................................................3
Габаритные размеры, м:
- длина....................................................61,4
- размах крыла.......................................26,4
- высота (на стоянке)............................11,5
Площадь крыла, кв. м..................................(.)
Угол стреловидности крыла, град:
- центроплан .............................................60
- консольные части...................................35
Массы, кг:
- взлетная максимальная .................240000
- посадочная..............................................(.)
- пустого самолета............................114000
- макс, бомбовой нагрузки ..................5000
Запас топлива, кг...................................86000
Тип двигателей.....................................ТРДФ
Марка двигателей................................НК-10
Разработчик......................................ОКБ-276
Главный конструктор..............Н.Д.Кузнецов
Тяга двигателя, кг:
- взлетный режим (форсаж).........4 х 25000
- номинальный режим..................4х 10000
Скорость, км/ч:
- максимальная (на высоте 10000 м) .. 1800
- максимальная у земли (воды)...............(.)
- крейсерская.............................................(.)
- посадочная............................................290
Дальность полета, км....................7000-7700
Практический потолок, м.....................20000
Длина разбега, м..........................................(.)
Длина пробега..............................................(.)
Мореходность, балл:
- наплаву.................................................4-5
- при взлете-посадке ............................3 (4)
Оборудование:
- курсовая и пилотажно-навигационная система............................................"Путь"
- система дальней навигации .... "Сфера-2"
- ....................................................."Баку-С"
- аппаратура звукоподводной
связи с ПЛ..................................."Охотск"
- звездно-солнечный ориентатор
- радиокомпас...............................АРК-54Б
- радиовысотомер......................РВ-2, РВ-5
- радиостанция дальней связи... "Планета"
- командная УКВ радиостанция ... "Дуб-5" Вооружение:
- ракетное.............................крылатая ракета

Теги: