Комплексные поисковые исследования в обеспечение разработки проекта стратегического гидросамолета-бомбардировщика проводились по заданию Главного штаба ВВС в 1957-1960 годах.
Параллельно с разработками самолетов просматривались схема их боевого применения и варианты базирования на базовых, тыловых гидроаэродромах и пунктах рассредоточения, расположенных на морях и внутренних озерах СССР, с учетом возможного ядерного удара со стороны противника.
Результаты работ по теме подтвердили возможность создания на технологическом уровне конца 1950-х годов гидросамолета для действий по морским целям с 8 двигателями типа ВК-15М, обладающего дальностью полета -143 00 км, скоростью полета - 3000 км/ч, высотой полета у цели - 20,8 км.
Применение титановых сплавов позволяло увеличить дальность полета самолета со взлетной массой 250 т до 15000 км при скорости полета -4500 км/ч и высоте полетау цели - 28 км.
При проектировании рассматривались самолеты следующих компоновочных схем:
- обычной схемы с неплоским тонким крылом переменной стреловидности и с треугольным крылом;
- "бесхвостка" с крылом переменной стреловидности (отличается от предыдущей отсутствием развитого хвостового горизонтального оперения);
- схемы "утка" с носовым расположением органов стабилизации и управления.
Самолет-носитель для действий по наземным целям предполагалось вооружать авиационным самолетом-снарядом с дальностью полета 1000 км (с термоядерной боевой частью мощностью порядка 1-5 Мт) или самолетом-снарядом с дальностью полета до 3000 км (с термоядерной боевой частью мощностью до 10 Мт); для действий по авианосным ударным соединениям -самолетом-снарядом с дальностью полета 500-600 км (с ядерной боевой частью мощностью 0,3 Мт).
Оборонительное вооружение: 4-5 управляемых снарядов класса "воздух-
воздух" с дальностью полета 10 км и две артустановки (верхняя и нижняя). При необходимости артустановки должны были осуществлять постановку пассивных помех.
Взлетно-посадочные устройства самолетов разрабатывались применительно к обеспечению базирования на воде и на твердой заснеженной поверхности. Применение центральной гидролыжи на безреданном корпусе самолета-лодки и концевых поплавков на крыле обеспечивало возможность совершения посадки при углах тангажа 9-12°, что, наряду с использованием
струйных закрылков, позволяло рассчитывать на получение малых посадочных скоростей.
Для взлета самолета с максимальной взлетной массой предполагалось использовать пороховые стартовые ускорители.
В некоторых материалах встречается наименование самолета МГС - межконтинентальный сверхзвуковой гидросамолет. Выявить отличие проекта МГС от проекта ГСБ не удалось, т.к. во всех случаях представлены одинаковые компоновочные решения и близкие расчетные характеристики самолетов.
Разработчик..................................ЛКВВИА
Главный конструктор.........А.С.Москалев
Состояние...............проектные проработки
1957-1960 годов
Экипаж, чел.........................................2-4(3)
Габаритные размеры, м:
- длина...................................................... 70
- размах крыла......................................... 33
- высота (на стоянке).............................. 10
Площадь крыла, кв. м.............................. 335
Массы, т:
- взлетная......................................220/300
- пустого самолета....................77 /до 100
- боевой нагрузки нормальная.................5
- боевой нагрузки максимальная .... до 15
Запас топлива, т...................128 / около 180
Тип двигателей.....................................ТРДФ
Марка двигателей............................ВК-15М
Разработчик.....................................ОКБ-117
Генеральный конструктор........В.Я.Климов
Тяга двигателей, кг:
- макс, на форсаже..............(8-10) х 15800
- номинальная......................(8-10) х 10000
Скорость, км/ч:
- максимальная..................................М=2,8
- взлетная ..........................................до 340
- посадочная .....................................до 220
Дальность полета, км .............14300/ 15500
Практический потолок, м..............до 35000
Длина разбега, м .................................... 2200
Длина пробега, м.................................... 1000
Оборудование:
- бомбардировочно-навигационый к-с.
- РЛС...................................типа "Рубин-1"
- оптический бомбовый прицел
- оборуд. радио- и фоторазведки
- оборудование постановки помех Вооружение:
- ракетное
ударное........................................СБС, КР
оборонительное...........................до 5 УР
- бомбовое.............................до ФАБ-5000

Теги: , ,