По заданию Главного штаба ВВС в Советском Союзе в 1957-1960 годах проводились комплексные исследования по перспективам развития тактико-технических свойств самолетов, гидросамолетов, крылатых ракет и систем "самолет-носитель - самолет-снаряд" в целях обоснования предложений по вооружению ВВС перспективными боевыми средствами большой дальности. Работы вели ЛКВВИА им. А.Ф.Можайского, ВВИА им. Н.Е.Жуковского, КВВА, НИИ-15 ВВС, НИИ-88, СибНИА, ЦАГИ, НИИ-1, ОКБ-470, ОКБ-23 и другие организации.
Преподавателями и слушателями Ленинградской краснознаменной военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского (ЛКВВИА) с начала 1950-х годов прорабатывались варианты сверхзвукового транспортного самолета, использование которого в качестве ударного самолета позволяло резко сократить время нахождения в зоне ПВО противника.
Проектные проработки самолета со взлетной массой 25000 кг, оснащенного двумя двигателями с тягой по 4000 кг и рассчитанного на полет при скоростях М=2,5-3 на высотах до 20000 м, показали, что для достижения дальности полета 10000-11000 км необходимо значительное увеличение взлетной массы самолета.
Проработка сверхзвукового самолета с дальностью полета 8000-9000 км показала трудность его реализации в концепции самолета на уровне имевшихся технологий с базированием на аэродромах, но имелась возможность создания гидросамолета с заданными характеристиками или сухопутного самолета с системой дозаправки в воздухе от дозвукового самолета-танкера.
Ударные средства большой дальности рассматривались применительно к задачам: уничтожение средств нападения большой дальности противника, срыв мобилизационных мероприятий, нарушение морских и океанских сообщений, разрушение основных отраслей экономики, вывод из строя военной промышленности, дезорганизация государственного и военного управления, постановка минных заграждений на
основных морских путях, борьба со средствами ПРО и ПВО.
В качестве возможных объектов удара рассматривались стартовые позиции МБР, авианосные ударные соединения и конвои, склады ядерных боеприпасов и ракет, промышленные предприятия, административно-политические центры, военно-морские базы, важнейшие порты и электростанции, крупные склады оружия (в том числе и химического), топлива, сырья и др.
В ЛКВВИА им. А.Ф. Можайского в конце 1950-х годов в рамках темы "Изыскание путей развития сверхзвуковых гидросамолетов большой дальности полета" под руководством А.С.Москалева и А.И.Смирнова (научный руководитель работ по теме) велось проектирование (предэскизная проработка) сверхзвуковых самолетов-бомбардировщиков и самолетов-носителей классов: дальний стратегический бомбардировщик (ДСБ),
гидросамолет (ГС), самолет-амфибия круглогодичного использования.
Под руководством А.С.Москалева велись работы по обоснованию наиболее рациональной конструктивно-компоновочной схемы. Улучшение аэродинамики перспективного самолета велось под руководством АП.Мельнико-ва. Оптимизация параметров силовых установок и обоснование конструктивной схемы двигателя (для старта и полета самолета и для старта крылатой ракеты с носителя при скорости М=3-4) проведены под руководством И.И.Кулагина и А.А. Куландина.
Рассматривались гидросамолеты со взлетной массой от 150 до 450 -500 тонн следующего назначения: носители самолетного баллистического снаряда (СБС) и крылатых ракет (КР), военно-транспортные самолеты большой дальности, океанские разведчики.
Для СБС принималась дальность полета 2500 км при пуске с самолета-носителя с высоты 20-30 км, для крылатых ракет дальность полета - прямая видимость.
Исследование перспектив развития дальних стратегических бомбардировщиков и сверхзвуковых самолетов первоначально велось в диапазоне летно-технических характеристик: взлетная масса - 150-500 тонн, боевая нагрузка -5-15 тонн, высота полета вблизи цели -20-35 км, скорость полета М=2-4 (до 5).
Рассматривались следующие компоновочные схемы бомбардировщиков и самолетов-носителей: обычная -"самолетная", "бесхвостка", "летающее крыло", "утка" - со стреловидным и серповидным крылом, или с крылом треугольной, прямоугольной, трапециевидной форм.
Для силовой установки предполагалось использовать ТРД и ТРДФ, либо в случае использования смешанной силовой установки - ПВРД и ТРДФ.
В сводной таблице приведены расчетные харакеристики дальних гидросамолетов различных компоновочных схем и взлетной массы, полученные на первом этапе исследований.
При проведении дальнейших исследований самолеты были разделены надве группы. Первая группа- самолеты, которые можно создать на основе технологий конца 1950-х годов с применением алюминиевого сплава Д-23. Вторая группа - самолеты, создаваемые с применением титановых сплавов, выпуск опытных самолетов прогнозировался на 1965 год. Отмечалось, что применение в конструкции самолетов титана вместо сплава Д-23 позволит увеличить дальность и скорость полета.
На основании всестороннего анализа были введены ограничения на ТТХ: для сухопутных самолетов - взлетная масса до 300 т, посадочная скорость до 250 км/ч, скорость отрыва - 350 км/ч, длина разбега и пробега - до 1600 м; для гидросамолетов - взлетная масса до 300 т, посадочная скорость - до 280 км/ч, скорость отрыва - 380 км/ч, длина разбега и пробега до 2500 м.
Силовая установка для самолетов всех компоновочных схем - 8-10 ТРД, ТРДФ (при расчетных скоростях полета М=2-3,2), не исключалась возможность использования смешанных силовых установок с применением ПВРД (скорость полета более М=3,8). Рассматривались режимы полета на высотах до 30-35 км при скорости до М=4,4-4,6.
Разработчик..................................ЛКВВИА
Главный конструктор.........А.С.Москалев
Состояние...............проектные проработки
1958-1960 годов
Экипаж, чел...............................................2-4
Гидросамолет обычной схемы: Массы, т:
- взлетная......................................250/395
- боевой нагрузки..........................5 (до 15)
Тип двигателей.....................................ТРДФ
Марка двигателей ............................ВК-15М
Разработчик.....................................ОКБ-117
Генеральный конструктор........В.Я.Климов
Тяга двигателей, кг:
- макс, на форсаже..............(8-10) х 15800
- номинальная......................(8-10) х 10000
Скорость, км/ч:
- максимальная................................М=2,82
- взлетная.........................220-305/290-382
- посадочная.................... 160-200/194-240
Дальн. полета, км........ 15800 / 16700-17200
Практический потолок, м..............до 35000
Длина разбега, м ..........................2000-3360
Длина пробега, м............................660-1220
Мореходность, высота волны, м..........2,5-3
Вооружение:
- ракетное.......................................СБС, КР
Гидросамолет схемы "бесхвостка":
Массы, т:
- взлетная.............................170/250/420
- боевой нагрузки...............................до 15
Тип двигателей.....................................ТРДФ
Марка двигателей............................ВК-15М
Разработчик.....................................ОКБ-117
Генеральный конструктор........В.Я.Климов
Тяга двигателей, кг:
- макс, на форсаже..............(8-10) х 15800
- номинальная......................(8-10) х 10000
Скорость, км/ч:
- максимальная.....................................М=3
- взлетная.........................200-322/297-404
- посадочная .................... 170-226/205-274
Дальн. полета, км.............7800/16300/17200
Практический потолок, м..............до 35000
Длина разбега, м ..........................2830-3480
Длина пробега, м............................740-1450
Мореходность, высота волны, м..........2,5-3
Вооружение:
- ракетное.......................................СБС, КР
Гидросамолет схемы "утка":
Массы, т:
- взлетная......................................250/380
- бомбовой нагрузки..........................до 15
Тип двигателей.....................................ТРДФ
Марка двигателей............................ВК-15М
Разработчик.....................................ОКБ-117
Генеральный конструктор........В.Я.Климов
Тяга двигателей, кг:
- макс, на форсаже..............(8-10) х 15800
- номинальная......................(8-10) х 10000
Скорость, км/ч:
- максимальная.....................................М=3
- взлетная.........................246-343/326-430
- посадочная .................... 180-225/218-270
Дальность полета, км ............. 15500 / 17200
Практический потолок, м..............до 35000
Длина разбега, м ...........................2200-3200
Длина пробега, м.............................770-1520
Мореходность, высота волны, м..........2,5-3
Вооружение:
- ракетное.......................................СБС, КР

Теги: ,