Самолет-носитель Ту-95К авиаци-оиио-ракетиого комплекса К-20 был создай на базе тяжелого бомбардировщика Ту-95М по Постановлению СМ СССР от 11 марта 1954 года и предназначался для поражения крылатыми сверхзвуковыми ракетами Х-20
(Х-20М) с ядерными боевыми частями стационарных, мобильных, в том числе морских целей. Пуск ракет производился вне зоны ПВО противника.
Эскизный проект самолета "95К" был закончен к 26 ноября 1954 года.
Работы в части систем ракетного вооружения самолета-носителя Ту-95К велись под руководством А.В.Надашкевича.
Первый экземпляр самолета Ту-95К совершил полет 1 января 1956 года и прошел испытания в 1956-1958 годах.
Испытания систем комплекса проводились до января 1957 года на двух прототипах (самолетах-аналогах на базе Ту-95М) с использованием аналогов ракеты Х-20: на беспилотном аппарате СМ-20 велась отработка режимов отцепки и старта, а на пилотируемом аппарате СМ-20П отрабатывалась аппаратура самонаведения ракеты. Испытания с пусками ракет Х-20 начались 6 июня 1957 года. Первый запуск ракеты с самолета был произведен 17 марта 1958 года.
После проведения Государственных испытаний в период с 15 октября 1958 по 1 ноября 1959 было развернуто серийное производство самолетов Ту-95К. Комплекс К-20 принят на вооружение Постановлением от 9 сентября 1960 года.
Самолет Ту-95К по сравнению с бомбардировщиком Ту-95М претерпел следующие изменения. В носовой части фюзеляжа под радиопрозрачным обтекателем были размещены две антенны станции "ЯД". Нижняя антенна могла использоваться для определения местоположения самолета, для обнаружения и сопровождения цели. В верхней части обтекателя была размещена антенна системы наведения ракеты Х-20. Штурман-навигатор получил новое рабочее место, штурмана-оператора заменили оператором двухканальной станции "ЯД". Фюзеляж был доработан для размещения ракеты Х-20 в полуутопленном положении между шпангоутами 23 и 56, за шпангоутом 46 был сделан вырез под киль ракеты. Фюзеляжный топливный бак №2 был поднят, баки №4 и №5 были разделены пополам по плоскости симметрии самолета. Верхняя стрелковая установка не предусматривалась
Самолет Ту-95К оборудовался дополнительной топливной системой и системой подачи топлива на бортракеты. Запуск двигателя ракеты Х-20 производился до ее отделения от носителя после выпуска на балочном держателе.
Прицельная РЛС "Криптон" системы пушечного вооружения самолетаТу-95К была разработана ЦКБ-111 ГКРЭ. Устанавливавшийся на части самолетов радиолокационный прицел кормовой установки "Криптон" разработан омским ОКБ-373.
Самолет Ту-95К (Ту-95КД) находился в серийном производстве с 1958 по 1965 год. Было сдано заказчику около 40 машин Ту-95К (Ту-95КД), которые в ходе эксплуатации модернизировались и неоднократно переоборудовались по составу бортового оборудования. Дополнительно устанавливались курсовая система КС-6Д, пилотажно-навигационный комплекс "Путь-1 Б". Часть самолетов дополнительно оснащалась станцией радиотехнической разведки СРС-6 "Ромб-4А".
Для обеспечения безопасности полета самолетов-носителей строем ленинградским НПО "Леиинец" была разработана аппаратура предупреждения столкновения А-326 "Роговица" (аппаратуру довести не удалось и она была установлена не на всех самолетах, находившихся в эксплуатации).
На базе РБП-3 была создана метеорологическая станция "Туча", которая использовалась на самолетах Ту-95К и Ту-95КД для выявления грозовых фронтов на дальности до 400 км.

Теги: , ,