Ту-95В (Ту-95-202) - самолет данной модификации был заказан в единственном экземпляре для транспортировки и сброса термоядерной бомбы с тротиловым эквивалентом до 100 Мт. Работы по созданию специального носителя термоядерной бомбы возглавлял Н.В.Надашкевич.
Переоборудование серийного бомбардировщика Ту-95 в самолет-носитель было произведено в 1956 году на летно-доводочной базе ОКБ-156 в Жуковском. Створки бомбоотсека были доработаны по форме изделия с утоплением их внутрь фюзеляжа самолета. Специально разработанная бомбардировочная установка обеспечивала подъем изделия и
закрепление его на трех синхронно управляемых замках. Самолет был дооборудован пультами управления автоматикой изделия и системой обогрева (находилась внутри корпуса изделия), размещенными в кабине пилотов. На самолете был установлен минимум контрольно-измерительной аппаратуры, а также смонтированы дополнительные блоки, обеспечивающие передачу тонально-модулированных сигналов по двум каналам радиосвязи при сбрасывании изделия. Кроме изменения конфигурации гру-зоотсека и системы подвески боевой нагрузки, были проведены мероприятия по снижению пожароопасности (дополнительно изолирована электропроводка, усилен состав бортовой системы пожаротушения); кабины стрелка и командира огневых установок оснащались жалюзи, аостальные кабины - матерчатыми шторками; вводились дополнительные приборы наблюдения; нижняя поверхность самолета окрашивалась в белый цвет. Масса пустого самолета увеличилась примерно на 10000 кг. В 1956 году самолет был испытан на 71 -м полигоне. До 1959 года Ту-95В проходил испытания и доводку, в 1959 году использовался для сброса габаритно-весовых макетов водородной бомбы. Из-за отсутствия ясности по срокам испытаний "Изделия 202" (РН202), разработанного НИИ1011, самолет Ту-95В (Ту-95-202) для последующей временной эксплуатации был отправлен в дальнюю авиацию, где эксплуатировался с 1957 по 1961 год. Применялся в качестве учебного самолета для отработки экипажами навыков на взлетах и посадках.
В связи с принятием решения об испытаниях мощной термоядерной бомбы в 1961 году самолет был дополнительно доработан на заводе №18 Куйбышевского СНХ в августе-сентябре 1961 года. На самолете была введена защита кабин экипажей светонепроницаемыми шторками, нанесено светозащитное покрытие на все поверхности включая воздушные винты. Ту-95-202 (Ту-95В) был использован по первоначальному назначению на полигоне Новая Земля при испытаниях в 1961 году самой мощной термоядерной бомбы.
"Изделие 602" (АН602) массой 26,5 т (тротиловый эквивалент взорванной бомбы - около 50 Мгт) было разработано КБ-11 (ВНИИЭФ) и монтировалось в баллистическом корпусе изделия "202". Бомба, подвешенная на держателе БД7-95-242, практически полностью выступала за габариты фюзеляжа. Площадь парашютной системы, замедляющей скорость падения бомбы для обеспечения возможности ухода бомбардировщика на безопасное расстояние, составляла около 4000 квадратных метров.
В 1970-х годах самолет использовался для доставки из Москвы в Новосибирск крупногабаритных элементов планера самолета Ту-144 для проведения статических испытаний на стендах в СибНИА. До середины 1980-х годов Ту-95В использовался в качестве учебного самолета.

Теги: