В Советском Союзе проектные работы по размещению баллистических ракет на тяжелых бомбардировщиках и транспортных самолетах с целью создания стратегических авиационно-ракетных комплексов начались во второй половине 1950-х годов. В первых проектах предусматривалось
использование наземных или морских баллистических ракет, а также баллистических ракет специальной разработки.
По расчетам специалистов использование наземных или морских баллистических ракет класса "поверхность-поверхность" с самолетов-носителей позволяла значительно увеличить дальность действия ракетного оружия. Это достигалось, во-первых, за счет радиуса действия самолета-носителя, во-вторых, за счет определенных преимуществ воздушного старта - баллистическая ракета изначально находилась практически на траектории полета с полным запасом топлива на борту, имея высоту 10 000 м и более, в зависимости от типа самолета-носителя, и скорость полета более 600 км/ч. Кроме того, открывалась возможность использования авиации для рассредоточения "пусковых установок" баллистических ракет, что значительно повышало живучесть ракетных комплексов по сравнению с их наземными аналогами. Это оставалось справедливым до принятия на вооружение ракетных комплексов шахтного базирования ракет с высокой степенью защищенности.
Использование самолетов транспортной авиации в качестве самолетов-носителей МБР с воздушным стартом принципиально затрудняло противнику применение средств слежения и противодействия авиационным
комплексам баллистических ракет. Это
обусловливалось возможностью базирования транспортных самолетов на грунтовых аэродромах, а следовательно, множеством районов развертывания располагавшихся на территории страны пригодной для создания аэродромов рассредоточения носителей баллистических ракет.
Одними из первых проектов авиационных баллистических ракет, предназначенных для использования в составе авиационно-ракетных комплексов, были разработки СКБ-385 (ракета Р-13А), ОКБ-23 (ракета "45Б"); позднее к работам подключились и другие конструкторские организации.
В 1970-х годах прорабатывались варианты размещения на самолетах модифицированных морских баллистических ракет Р-27 и Р-29, в 1980-е годы создавались проекты с морской БР "Агат" и ракетой специальной разработки. Аналогичные работы проводили и в США. В Соединенных Штатах были проведены испытательные пуски ракеты Minuteman I с транспортного самолета С-5А. Последний десятый пуск был произведен 24 октября 1974 года в районе Западного полигона в Калифорнии.
Договором ОСВ-2 на баллистические ракеты воздушного запуска (БРВЗ) были введены тактико-технические ограничения по весу ракеты, забрасываемому весу и количеству боевых блоков. В ходе дальнейших переговоров между СССР и США развертывание БРВЗ было запрещено Договором СНВ-1, после чего все работы в СССР, а затем в России по этим системам были свернуты.
Проведенные за многие годы научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию ракетных систем различного назначения к авиационно-ракетным комплексам с
БР позволили со второй половины 1980-х годов развернуть работы по нескольким конверсионным
программам в обеспечение создания авиационно-космических ракетных комплексов (АКРК) народнохозяйственного назначения.
После распада СССР работы по созданию АКРК были продолжены в России и на Украине. Ракетно-космические отрасли России и Украины тесно взаимосвязаны и практически не могут существовать друг без друга. Доля кооперации при подготовке украинских ракет-носителей по комплектующим из России достигает в некоторых случаях 75%. Работы по ряду российских АКРК ведутся при участии Национального космического агентства Украины (НКАУ).
Для запуска спутников с помощью авиационно-космических ракетных комплексов прорабатывается несколько вариантов самолетов-носителей и ракет с воздушным стартом различных разработчиков. По оценкам экспертов после 2000 года потребность в небольших спутниках возрастет в несколько раз и АКРК могут оказаться практически вне конкуренции по эффективности и широте предлагаемых услуг.
В развитие конструкций авиационных комплексов ударного назначения за столетие существования пилотируемой авиации огромный вклад внесли российские ученые,
конструкторы, инженеры, летчики, рабочие. На протяжении всей истории предлагались те или иные конструкторские идеи. Часть из них воплощалась в металл, часть оставалась в виде проекта или идеи. Но все они заслуживают оценки и популяризации в историко-техническом аспекте.