Значительное увеличение дальности и высотности зенитных ракет, достигнутые в 1970-х годах, совершенствование авиационных комплексов перехвата, средств управления ПВО позволили создать системы ПВО территорий, труднопреодолимых для ударной авиации. На эти шаги были предприняты ответные и достаточно эффективные меры. Создание нового поколения авиационных стратегических крылатых ракет с большой дальностью полета и малой ЭПР позволило использовать самолеты-носители для нанесения удара крылатыми ракетами без захода в зоны реального противодействия со стороны зенитного управляемого ракетного оружия и до контакта с самолетами-перехватчиками.
Появление малогабаритных авиационных крылатых ракет большой дальности полета позволило очередной раз пересмотреть и возможности использования ударных самолетов. С одной стороны - было целесообразно в качестве носителя крылатых ракет использовать тяжелый бомбардировщик с турбовинтовыми двигателями, обладающий большой продолжительностью полета для обеспечения дежурства в воздухе*, с другой стороны- было целесообразно использование самолетов, имеющих возможность прорыва
передовых рубежей зоны ПВО противника для нанесения удара как крылатыми ракетами, так и бомбами по объектам в глубине его территории.
Тяжелый бомбардировщик
Ту-95МС с турбовинтовыми двигателями, созданный в конце 1970-х годов на базе противолодочного самолета Ту-142, стал первым отечественным серийным самолетом-носителем крылатых ракет большой дальности. Бомбардировщик был спроектирован и выпускался в двух вариантах Ту-95МС-6 и Ту-95МС-16, которые могли нести соответственно 6 или 16 крылатых ракет большой дальности Х-55 в различном оснащении. Заключение Договора СНВ-1 наложило ограничения на количество ракет на борту самолета и все носители Ту-95МС-16 после демонтажа подкрыльных узлов подвески ракет были переоборудованы в вариант Ту-95МС-6, хотя авиационная компонента ядерной триады СССР не дотягивала до разрешенного международными Соглашениями уровня размещения ядерных зарядов.
Другим направлением стали работы над проектом многорежимного бомбардировщика нового поколения Ту-160, которые начались в 1975 году. Первый вариант компоновки был разработан на базе проекта тяжелого бомбардировщика "135" и пассажирского самолета Ту-144 по схеме "бесхвостка", но не был реализован, т.к. не позволял получить многорежимный самолет, а был оптимизирован для сверхзвукового полета. Работы были продолжены над вариантом машины с крылом изменяемой геометрии - Ту-160М (наименование по проекту в дальнейшем сохранено в обозначении Ту-160). В декабре 1981 года опытный самолет Ту-160 был впервые поднят в воздух, а с середины 1980-х годов началось серийное производство таких бомбардировщика.
Ту-160 - современный многорежимный стратегический бомбардировщик, предназначенный для действий как с малых высот на дозвуковой скорости, так и с больших высот при М>1, принят на вооружении ВВС России. Подобными самолетами в мире
обладают только Соединенные Штаты. Основное вооружение - управляемые ракеты малой дальности и стратегические крылатые ракеты - позволяет наносить удары ядерными или обычными средствами поражения по целям с заранее заданными координатами. Самолет может оснащаться свобод-нопадающими бомбами различного калибра, разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим размещаемым внутри фюзеляжа вооружением. По сообщениям зарубежных изданий головной разработчик тяжелых ударных самолетов России АНТК им. А.Н.Туполева разрабатывает проект перспективного бомбардировщика для замены стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС, которые, как предполагается, останутся на вооружении дальней авиации еще не одно десятилетие.
Несмотря на трудности экономического состояния России в конце XX века, развитие авиации не стоит на месте. Конструкторы уже думают о самолетах XXI века. В отечественной и зарубежной печати неоднократно появлялись сообщения о проводящихся в СССР, а после его распада в России с середины 1980-х годов работах по гиперзвуковому самолету с водородными двигателями и воздушно-космическому многоцелевому самолету Ту-2000 со стартовыми водородными ЖРД и восемью ГПВРД для полета со скоростью М=6. Гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели для перспективного самолета Ту-2000 разрабатываются при участии ЦИАМ и испытываются на моделях и в натурных условиях. Модель самолета Ту-2000 неоднократно демонстрировалась на международных авиасалонах.
В начале 1990-х годов появились публикации о проводимых под руководством главного конструктора В.Л.Фрайштадта в Санкт-Петербурге работах по элементам конструкции гиперзвукового многоцелевого самолета (концепция "Аякс"). К работам по перспективному самолету привлечены ведущие НИИ и КБ страны.

Теги: , , , ,