Постановлением СМ СССР от 12 августа 1955 года №1561-868 задавались разработки в ОКБ-156 главного конструктора А.Н.Туполева проекта самолета-бомбардировщика с ядерной силовой установкой, а в ОКБ-276 главного конструктора Н.Д.Кузнецова -создание авиационных двигателей для бомбардировщика. Исследовательские работы по созданию авиационного ядерного реактора возглавлялись академиком А.П.Александровым и велись в институте И.В.Курчатова.
Работы по опытному самолету для исследований влияния излучения авиационного ядерного реактора на бортовое оборудование и изучения вопросов, связанных с радиационной защитой экипажа, были начаты в ОКБ-156 в соответствии с Постановлением СМ от 26 марта 1956 года.
На первом этапе в ОКБ-156 проектировалась "летающая атомная лаборатория" - Ту-95ЛАЛ (заказ "247") -переоборудованный самолет Ту-95М с установкой в грузоотсеке на специальной опускаемой платформе первого в СССР самолетного ядерного реактора. Ведущий конструктор по самолету - Г.А.Озеров.
Для ускорения работ по бортовому оборудованию самолета в 195 8 году был создан аналогичный наземный стенд, который испытывался с 1959 года на Семипалатинском полигоне. После достижения реактором заданной мощности и отработки средств защиты на наземном стенде были проведены летные испытания реактора.
С мая по август 1961 года было выполнено 34 полета с "холодным" и работающим реактором, в ходе которых проверялись принципы и эффективность биологической защиты. Экипаж и инженеры-экспериментаторы находились в передней гермокабине.
Для удобства реактор был выполнен на платформе с подъемником, с
помощью которого при необходимости он мог быть опущен из грузового отсека самолета для обслуживания. Система подъема ядерного реактора для экспериментальной летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ была разработана под руководством А.В.Надашкевича. Проектирование и создание агрегатов атомной летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ велось Томилинским филиалом ОКБ-156 под руководством И.Ф.Незваля.
Развитием работ по тематике стал проект самолета "119".
Проект экспериментального самолета "119" (Ту-119) с ядерной энергетической установкой создавался в развитие тематики, начатой в ОКБ-156 в 1956 году.
По проекту "119", разработка которого велась с 1965 года, на самолете в начале 1970-х годов должны были быть
установлены два двигателя НК-14А и два двигателя НК-12МВ.
Для обеспечения проверки работоспособности опытных двигателей НК-14А с теплообменниками предполагалось построить два опытных самолета.
На следующем этапе работ предполагалось создание самолета с большой продолжительностью полета, оснащенного четырьмя двигателями НК-14А. Далее предполагалось создать самолет ПЛО с ЯСУ на базе самолета Ту-114.
Работы по программе с середины 1960-х годов приостановлены, позднее -во второй половине 1960-х годов-полностью прекращены.
Разработчик........ОКБ-156 (ММЗ "Опыт")
Генеральный конструктор .. А.Н.Туполев
Главный конструктор.........Н.И.Базенков,
Г.А.Озеров Состояние проект второй половины 1960-х
годов
Экипаж, чел..............................................8-9
Габаритные размеры, м:
- длина.................................................46,17
- размах крыла....................................50,04
- в'ысота (иа стоянке)........................... 12,5
Площадь крыла, кв.м............................283,7
Масса взлетная
максимальная, кг.....................около 170000
Тип двигателей........................................ТВД
Марка двигателей............ НК-12 и НК-14А
Разработчик.....................................ОКБ-276
Главный конструктор............Н.Д.Кузнецов
Изготовитель................................завод №24
Мощность двигателей НК-12, э.л.с:
- максимальная..............4х 12500(14800)
- номинальная.................................4 х 6500
(Н= 11000 м, М=0,68)
Воздушные винты................................АВ-60
Скорость, км/ч:
- максимальная..............................850-890
- крейсерская.................................720-750
- взлетная...............................................300
- посадочная..........................................270
Дальность полета макс, км.......................(.)
Практический потолок, м ........около 12000

Теги: ,