Вариант тяжелого самолета-бомбардировщика типа ЗМ с двигателями ВД-7Б имел обозначение ЗМН.
Проведенные доработки позволили увеличить ресурс и уменьшить удельный расход топлива двигателя ВД-7Б по сравнению с базовым двигателем ВД-7, но максимальная тяга была несколько ниже. По основным показателям двигатель ВД-7Б превосходил двигатель РД-ЗМ, использовавшийся на самолетах типа ЗМ раннего выпуска.
Первый полет опытного самолета ЗМН состоялся 27 марта 1956 года. После проведения испытаний самолет ЗМ с двигателями ВД-7Б производился серийно.
На самолетах ЗМН была предусмотрена возможность подвески двух дополнительных внешних топливных баков емкостью по 6500 л, которые на практике практически не употреблялись из-за меньшей, чем предполагалось, тяги серийных двигателей типа ВД-7Б по сравнению с проектными характеристиками. Дальность полета самолетов ЗМН была повышена за счет увеличения запаса топлива на борту при использовании внутренних подвесных топливных баков (в бомбоотсеке).
Для обеспечения действий советских войск в Афганистане в 1979 году командованием дальней авиации было поручено разработать вариант самолета типа ЗМ с расширенной номенклатурой применяемых авиабомб. Вариант усиленной бомбовой нагрузки (УБН) предусматривал подвеску до 52 бомб Ф АБ-250 или 28 бомб ФАБ-500, которые могли эффективно использоваться для уничтожения площадных целей.
Один из самолетов ЗМН был привлечен для проведения опытных работ по транспортировке и сбросу спасательного контейнера "Ганимед", разработанного ОКБ ЭМЗ в конце 1980-х годов.
Самолеты типа ЗМ предполагалось использовать при проведении физи-чеких исследований по "Теме 6" в ЭМЗ (проводилась во второй половине 1970-х годов. Исследования предполагалось вести на двух переоборудованных в ЛЛ серийных самолетах. Одна ЛЛ должна была иметь крыло с носком, снабженным системой управления пограничным слоем (ПС), вторая -отъемные части крыла с системой ламинаризации пограничного слоя. Исследовались образцы панелей крыла
с тонкими щелями и перфорацией для отсоса и управления ПС, отсеки крыла с ламинарными профилями; исследовалось влияние шероховатости крыла и возможность управления ПС посредством охлаждения обшивки крыла. Соисполнителями по теме были такие организации как: ЦАГИ, ЛИИ, Сибирское отделение АН СССР. С использованием результатов работ по теме ЭМЗ по приказу МАП №372 от 4 ноября 1967 года была проведена разработка аван-проекта отъемной части крыла с системой ламинаризации пограничного слоя для дальнемагистральных самолетов типа Ил-62.
Самолеты ЗМН в 1980-х годах были выведены из боевого состава и сняты с вооружения, в 1990-х годах они были утилизированы на авиабазе в Энгельсе.

Теги: ,