Постановлением СМ СССР, принятым в июле 1954 года, ОКБ-23 главного конструктора В.М.Мясищева задавались работы по созданию стратегического бомбардировщика с двигателями ВД-7 на базе тяжелого бомбардировщика М-4. Постановлением предусматривалась возможность использования и других двигателей: ВК-9 и AM-13, разработчикам которых (ОКБ-117 главного конструктора В.Я.Климова и ОКБ-300 главного конструктора А.А.Микулина) были поставлены соответствующие задачи и определены сроки исполнения.
В ОКБ-23 дополнительно прорабатывались и варианты самолета с четырьмя двигателями АМ-ЗФ или ВД-5 (бесфорсажиый двигатель), с шестью двигателями АЛ-7Ф.
Эскизный проект и полноразмерный макет самолета ЗМ были готовы в 1955 году. Прототип самолета ЗМ был переоборудован из самолета М-4 (первый самолет второй серии) и испытывался со смешанной силовой установкой: левая пара двигателей -
АМ-ЗМ, правая пара - двигатели ВД-7, т.к. разработчик двигателей -ОБК-36 не гарантировало надежную работу еще "недоведенных" двигателей ВД-7.
Бомбардировщик ЗМ (ЗМС-1)
A"IV
-■д..

S
%
WJ

Тяжелый бомбардировщик ЗМН-1
Первый полет на самолете ЗМ был совершен 27 марта 1956 года. Войсковые испытания самолет проходил в 1958 году, после которых был принят на вооружение под обозначением
М-6.
Второй опытный самолет ЗМ комплектовался замками Дер5-48 для подкрыльевых ПТБ. При неполной бомбовой нагрузке в бомбоотсеке можно было расположить два дополнительных топливных бака, еще два бака общим объемом 13000 л могли подвешиваться между двигателями под крылом.
В январе-августе 1964 года в опытном порядке были проведены полеты на самолетах ЗМ и Ту-95 на полную тактическую дальность на высотах 50-200 м при визуальной видимости местности и ориентиров и на высотах 200-300 м в ночных условиях. КБ-90, возглавляемому М.В. Гусаровым, в 1966 году было поручено проработать возможность боевого применения самолетов ЗМ на малых высотах.
Всего было построено 47 машин ЗМ (в вариантах: ЗМ, ЗМС, ЗМН).
Первоначально заявленный ресурс самолетов в 1000 летных часов в ходе эксплуатации был продлен, конструкция планера самолетов неоднократно дорабатывалась и усиливалась.
Бомбардировщики ЗМ всех модификаций состояли на вооружении ВВС до конца 1980-х годов и были сняты с вооружения в соответствии с Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений между СССР и
США.
Самолет ЗМС-1 выполнен по классической аэродинамической схеме и являлся развитием конструкции самолета М-4. Максимальное аэродинамическое качество самолета - 18,7. Фюзеляж -полумоиокок с максимальным диаметром 3,5 м и длиной 46,7 м. Передний негерметичный отсек Ф-1 служил для размещения оборудования (РЛС РПБ-4, пневмооборудования штанги заправки). Отсек Ф-2 - передняя гермокабина, в которой расположены рабочие места пилотов, штурмана, правого и левого блистерных стрелков (оператора станции помех), стрелка-радиста, пилотажно иавигациоиное и связное оборудование, оптический бомбовый прицел, станция "Аргон'. Отсек Ф-4 - средняя часть фюзеляжа -выполнен как единое целое с кессоном центральной части крыла, вмещает топливные баки, ниши основных стоек шасси, бомбоотсек, две огневые установки, элементы различного оборудования и систем самолета. Отсек ф-5 - хвостовая часть - вмещает топливные баки, фотоаппаратуру, отсек ДЯ-СС, контейнер тормозной парашютной системы, агрегаты системы управления самолетом. В хвостовой гермокабине (отсек Ф-6) расположено рабочее место кормового стрелка, приборы управления огнем
артустаиовки.
Крыло самолета, конструктивно разделенное на пять частей, двухлои-жероииое, кессонной конструкции.
Центральная часть выполнена как единое целое с отсеком Ф-4 фюзеляжа. Корневая часть К-1 вмещает двигатели и воздухозаборники, топливные баки. К заднему лонжерону крепятся узлы поворота закрылка К-1 и посадочного щитка. Отъемная часть крыла К-2 новой по сравнению с самолетом М-4 конструкции с увеличенными площадью и размахом, имеет профиль П36-12, вмещает топливные баки. По задней кромке размещены закрылок К-2 и двухсекционный элерон. Установочный угол крыла по корневому сечеиию 2°30', крыло имеет распределенную по размаху аэродинамическую крутку -5°.
Переставной стабилизатор (углы установки от +1°30' до -2°30') профиля NACA-00M (относительной толщины 11% в корневом сечении и 10% -в концевом) двухлоижероииый, кессонной конструкции. К заднему лонжерону крепится руль высоты, каждая половина которого двухсекционная. На внутренних секциях руля высоты имеются триммеры.
Конструкция киля аналогична конструкции стабилизатора, профиль NACA-00M с относительной толщиной 10% в корневом сечеиии и 8% -в коицевом.
Шасси убирающееся, велосипедной схемы. Передняя стойка крепится к фюзеляжу в пяти точках и состоит из масляио-воздушиого амортизатора, тележки с рулевой машинкой, цилиндра наклона, демфера автоколебаний, замка нейтрального положения передней пары колес, переднего складывающегося подкоса, гидроподъемника и двух пар колес. Для маневрирования при движении иа земле передняя пара колес могла поворачиваться иа углы ±4° с помощью гидравлической рулевой машины, тележка допускала разворот иа углы до ±23°. Задняя стойка шасси по конструкции аналогична, но ие имеет механизмов вздыбливания и поворота. Подкрыльевые свободиоориеитиру-ющиеся стойки убираются в обтекатели иа концах крыла и состоят из шари-ковиитового подъемника, электро-мехаиизма подъема и выпуска МПШ-17.Бомбовое вооружение, размещаемое в бомбоотсеке, могла включать термоядерные или обычные авиабомбы в различных вариантах загрузки, авиационные торпеды или морские мины. Максимальная общая масса бомбовой нагрузки - 24 т.
Самолеты типа ЗМ могли нести тяжелые авиабомбы ФАБ-6000 и ФАБ-9000 для поражения крупных целей, в том числе и морских. С бомбардировщиков типа ЗМ могли применяться следующие ядерные боеприпасы: 37Д, РН-30, РН-32. В комплект вооружения самолета входили морские мины ИГДМ, МДМ-2-500М, "Лира", "Серпей", торпеды РАТ-52 (до восьми штук), торпеды, предназначенные для применения с больших высот.
На самолете была установлена станция помеховых сигналов СПС-2, три контейнера со средствами пассивных помех наземным РЛС (размещались в задней нише шасси), два контейнера со средствами пассивных помех самолетным РЛС (размещались в кормовом
отсеке фюзеляжа).
При посадке для сокращения пробега на самолете использовалась трехку-польная парашютная тормозная система. В качестве спасательного средства при аварийной посадке на воду предназначалась лодка ЛАС-3.

Теги: , ,