Ту-95МР (Ту-95РА. Ту-95МР-2) -
модификация бомбардировщика Ту-95М в самолет-разведчик для выполнения стратегической фото- и радиотехнической разведки проведена в 1962 году (по некоторым публикациям -в 1958-1959 годы), Постановление СМ о создании стратегического самолета-разведчика Ту-95Р на базе самолета Ту-95 со сроком сдачи самолета на контрольные летные испытания в первом квартале 1961 года было принято 20 мая 1960 года. 9 января 1962 года Распоряжением СМ №65 задавалось переоборудование в самолет-разведчик серийного самолета Ту-95 М с установкой универсальной системы заправки топливом. Опытный самолет-разведчик Ту-95МР-2 с универсальной системой заправки был создан на заводе № 18 путем переоборудования серийного самолета Ту-95 М (№410) с универсальной системой заправки при установке комплекта разведывательного оборудования, отработанного по проекту Ту-95 Р.
Разведывательное оборудование применялось в нескольких комплектациях. В хвостовой части фюзеляжа устанавливались станции радиотехнической разведки "Ромб", "Вишня". В носовой части самолета размещалась радиолокационная станция "Рубин-1Д" с фотоприставкой.
Первый самолет этого типа был выпущен в 1964 году и 12 ноября начались его летные испытания. Еще три машины были переоборудованы из Ту-95М (№501, №502; №506 - сдан без системы дозаправки) до конца 1960-х годов. На борту самолетов Ту-95МР размещались станции разведки СРС-6 "Ромб-4А", СРС-7 "Ромб-4Б" (в хвостовой части), СРС-1 (в носовой части фюзеляжа). В ходе эксплуатации самолеты Ту-95МР неоднократно модернизировались и дорабатывались с заменой навигационного, связного и разведывательного оборудования.
С самолетов в ходе разведывательных полетов производилась цветная фотосъемка и спектрозональная съемка, радиохимическая разведка, осуществлялись и другие методы сбора информации. Все четыре самолета эксплуатировались до второй половины 1980-х годов.
После переоборудования самолетов Ту-95МР в учебные самолеты Ту-95У их эксплуатация производилась до 1990-х годов.