После проведения испытаний двигателя НК-12М на серийном бомбардировщике Ту-95 (заводской №101) в 1956-1957 годах самолет с двигателями НК-12М с увеличенной до 182 т взлетной массой был запущен в серийное производство под наименованием Ту-95М. Бомбардировщик был принят на вооружение 26 сентября 1957 года и запущен в серийное производство с конца 1957 года.
Заводские испытания опытного самолета были проведены с 22 февраля по 16 октября 1957 года. Техническая дальность полета - более 17000 км (в испытательных полетах 1959 года была достигнута дальность 16950 км и 17150 км).
Серийное производство самолета с двигателями НК-12М продолжалось до 1958 года, после замены двигателей на НК-12МВ выпуск продолжался до 1959 года. До конца 1958 года построено 19 бомбардировщиков Ту-95М, которые находились в эксплуатации до середины 1980-х годов.
Контрольные испытания серийного бомбардировщика (№410) были проведены весной-осенью 1958 года.
В 1965 году ОКБ-134 завершило испытания новой системы пушечного вооружения СПВ-90А-037 на самолете Ту-95.
В конце 1960-х годов бомбардировщики по инициативе командования Дальней Авиации были доработаны для выполнения оперативно-тактических задач: для нанесения ударов обычными авиабомбами по ВПП аэродромов и по площадным целям. Самолеты Ту-95 и Ту-95М могли брать по 45 бомб калибра 250 кг.
На бомбардировщиках типа Ту-95 отрабатывалась методика полетов на малых высотах. Однако повышенные нагрузки при маловысотных полетах, действующие на планер, потребовали пересмотра ресурса- один полетный час на малой высоте приравнивался к двум часам полета на большой высоте.
В 1970-х годах самолеты Ту-95 и Ту-95 М прошли цикл доработок по совершенствованию бортового оборудования. Техническая дальность полета бомбардировщика Ту-95 М была доведена до 16750 км.
В 1980-х годах самолеты Ту-95 М были переоборудованы в учебные самолеты.
В ходе эксплуатации на самолетах устанавливались радиостанции следующих типов: Р-837, Р-807, Р-802,
Р-861, радиовысотомеры РВ-5 позднее РВ-УМ, применялись радиолокационный прицел РБП4 "Рубидий-ММ-2" или Р-1 "Рубин- 1Д", оптические прицелы ОПБ-ПРМиОПБ-112.
На первых сериях самолетов Ту-95 и Ту-95М устанавливались 23-мм пушки НР-23, которые в серийном производстве были заменены на 23-мм авиационные пушки АМ-23.

Теги: , ,