Серийный тяжелый бомбардировщик Ту-95 - развитие самолета-прототипа "95/2". Государственные испытания закончены в августе 1956 года. Серийное производство бомбардировщика с двигателями НК-12 начато в 1955 году и продолжалось до 1958 года.
С 1955 по 1957 годы построен 31 серийный бомбардировщик Ту-95. В ходе эксплуатации самолеты оснащались двигателями НК-12М, позднее НК-12ВМ, изменялся состав приборного оборудования. В 1970-х годах весь парк самолетов Ту-95 прошел модернизацию, самолеты оснащались средствами РЭП, новыми РЛС, пилотажным и навигационным оборудованием. Масса пустого самолета выросла с 75408 до 83100 кг.
Самолеты Ту-95 находились на вооружении до начала 1980-х годов, после чего часть машин была переоборудована в учебные самолеты, которые не могли использоваться в качестве бомбардировщиков.
По предложению Министерства обороны проводилась оценка возможности использования самолетов типа Ту-95 для транспортировки и сброса в районе боевого применения карликовых подводных лодок.
В 1964 году один самолет Ту-95 был оснащен комплексом средств коллективной защиты для обеспечения крупных операций дальней авиации. На самолете были установлены станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44, СПС-55, СПС-77.
На самолете типа Ту-95 производились опыты по транспортировке и сбросу спасательного контейнера "Ганимед" разработки ЭМЗ.
Всего за голы серийного производства построено 173 самолета Ту-95 различных модификаций: 49 экземпляров - Ту-95М, 70 - Ту-95К и Ту-95КД.
В зарубежных изданиях применительно к самолетам семейства Ту-95 долгое время приводилось наименование Ту-20.
Самолет Ту-95 - высокоплан со среловидным крылом.
Фюзеляж - полумонококовой конструкции круглого сечения. В носовой части находится передняя гермокабина. В ней размещаются места для командира корабля и его помощника, двух штурманов, старшего борт-техника и старшего офицера по системам радиоэлектронного противодействия (РЭП).
В средней части фюзеляжа расположены топливные баки, центроплан и бомбоотсек. В кормовой части находится гермокабина стрелка и командира огневых установок. Обе гермокабины самолета вентиляционного типа.
Для защиты экипажа и жизненно важных агрегатов от огня самолетов-истребителей сзади предусмотрена стальная, дюралюминиевая и прозрачная броня.
Крыло - стреловидностью 35° по линии фокусов в центральной части и 33,5° на концах двухлонжеронное кессонной конструкции - технологически делилось на центроплан, две средних и две концевых отъемных части. В кессоне между нервюрами расположены мягкие топливные баки. На средних отъемных частях имелись однощелевые закрылки.
Хвостовое оперение — цельнометаллическое, свободнонесущее. Стабилизатор с углом стреловидности 40° кессонного типа состоял из двух половин, стыковавшихся между собой по оси самолета. Руль высоты также состоял из двух частей. На левой половине руля устанавливался триммер,
а на правой — сервокомпенсатор (флетнер). Вертикальное оперение состояло из киля и руля поворота с триммером.
Шасси — трехопорное с хвостовой предохранительной пятой, снабженной пневматиками. На основных опорах устанавливались опрокидывающиеся тележки с четырьмя тормозными колесами размером 1500x500 мм. Основные опоры крепились к средним отъемным частям и убирались по потоку в обтекатели, являвшиеся продолжением средних гондол. Носовая опора с двумя колесами размером 1100x330 мм убиралась назад по потоку в фюзеляжную нишу.
Система управления самолетом смешанная. В канале элеронов использовали тросовую и жесткую проводку с обратимыми гидроусилителями. Управление рулем поворота осуществлялось с помощью обратимых гидроусилителей.
Силовая установка состояла из четырех НК-12М (замененных впоследствии на НК-12MB) с соосными винтами АВ-60М (АВ-60С) диаметром 5,6 м с автоматическим и ручным флюги-рованием.
Топливная система включала 74 крыльевых и фюзеляжных баков,вмещавших до 89100 кг (на Ту-95М) топлива.
Для борьбы с обледенением носков капотов двигателей использовали теплый воздух, отбираемый от одной из ступеней компрессора ТВД. Про-тивообледенительная система носков крыла и хвостового оперения, передних кромок воздушных винтов и обтекателей их втулок, остекления фонарей штурмана и летчиков — электрическая.
На самолетах первых серий в состав радиооборудования входили: связная 1РСБ-70, командная РСИУ-4 и аварийная АВРА-4 радиостанции; два радиокомпаса АРК-5, радиовысотомеры больших и малых высот РВ-2 и РВ-17; зап-росчик-ответчик системы "свой — чужой" и переговорное устройство СПУ-10.
На самолетах Ту-95 иТу-95М ранних серий выпуска устанавливались радиостанции: РСИУ-3, РСИУ-4, Р-803, Р-807, и Р-808.
Оборонительное вооружение: верхняя пушечная установка ДТ-В12 (боезапас - 700 патронов), нижняя -ДТ-Н12 или ДТ-Н12С (800) и кормовая установка ДК-12 (1000) с пушками АМ-23. Верхняя установка при стрельбе выдвигалась, а в крейсерском полете находилась в убранном положении. Суммарный боекомплект шести пушек АМ-23 составлял 2300-2500 патронов, а в перегрузочном варианте - до 4400 патронов. Над кормовой установкой находился радиолокационный прицел ПРС-1. Прицельная РЛС ПРС-1 "Аргон" была разработана в НИИ-17. Стрелок-радист и второй стрелок имели в своем распоряжении прицельные станции ПС-48ММ, которые в серийном производстве были заменены на прицельные станции типа ПС-53.
В 1955 году в ОКБ-134 была завершена разработка комплексов бомбардировочного вооружения для самолетов Ту-95 и Ту-16 с держателями 4-6 групп и средствами транспортировки БТ-5, БТ-6 и подъема БЛ-47М, БЛ-52 и БЛ-56.
Бомбардировочное вооружение состояло из свободнопадающих бомб общей массой 12000 кг. При перегрузке бомбоотсек вмещал: одну бомбу ФАБ-9000М54 либо две бомбы ФАБ-5000М54, либо четыре бомбы ФАБ3000М46, либо две бомбы БРАБ-6000.
Обычные авиабомбы калибров: 15 00,3 000,5 000,6000 и 9000 кг моделей 1946 и 1954 годов подвешивались на мостовом держателе МБД6-95 (бомбы 1500, 3000 и 5000 кг могли размещаться на балочном держателе БД5-95М), дополнительно бомбы калибра 1500 и 3000 кг размещались на кассетных держателях КД4-295.
Кроме авиабомб, с Ту-95 могли использоваться мины АПМ, МДМ, АМД-500, АМД-1000, АМД-2М, ИГДМ, "Десна" и "Лира"; торпеды 45-36МАВ, 45-53АВ и РАТ-52; управляемые бомбы УБ-2000Ф, УБ-5000Ф и "Краб".
На серийных самолетах Ту-95 проводились испытания новых типов авиационных торпед и мин.
Для учебных целей использовались авиабомбы ПБ-500 и ПБ-250 (подвешивались на МБД-6 и КДЗ-695), позднее была реализована возможность использования и практические бомбы калибра 100 и 50 кг.
Для бомбометания в простых метеоусловиях и в дневное время использовали прицел ОПБ-11Р, связанный с автопилотом АП-15, а ночью и вне видимости земли - радиолокационный
прицел РБП-4. Для контроля бомбометания и маршрутной съемки на самолетах Ту-95 в кормовой части фюзеляжа устанавливались аэрофотоаппараты: АФА-ЗЗМ/50, АФА-ЗЗМ/75,АФА-33/75М,АФА-ЗЗМ/10О, АФА-34/ОК-100,АФА42/50, АФА42/100 и НАФА-б/50.

Теги: ,