Оригинальным способом увеличения радиуса действия отечественной стратегической авиации, стала разработка проектов составных бомбардировщиков. Работы над этими проектами начались в СССР в 1956 году. Прорабатывались следующие проекты составных бомбардировщиков:
- с подвесным самолетом-бомбардировщиком "100" (в пилотируемом и беспилотном вариантах) на базе тяжелого бомбардировщика Ту-95 (Ту-95Н), высотного тяжелого бомбардировщика Ту-96, сверхзвуковых самолетов-носителей "108" (Ту-108) и "109" (Ту-109);
- с подвесным самолетом-бомбардировщиком PC на базе тяжелого самолета-носителя Ту-95;
- с реактивным самолетом-снарядом РСС на базе тяжелого самолета-носителя Ту-95 (Ту-95С) и на базе тяжелого сверхзвукового бомбардировщика А-57:
- с крылатыми ракетами большой дальности на базе тяжелого самолета-носителя М-52 и др.
Работы по составным бомбардировщикам в различных ОКБ были постепенно свернуты к 1958-1960 годам без реализации в полной мере задуманных комплексов летательных аппаратов. Были созданы опытный самолет-носитель Ту-95Н, опытные летательные аппараты, предназначенные для отработки компоновочных схем и технических решений, заложенных в проекты самолетов "100" и PC.
Следующим этапом в развитии бомбардировочной авиации стало создание сверхзвуковых ударных авиационных комплексов.
Работы ОКБ-23 по созданию первого отечественного сверхзвукового бомбардировщика М-50 начались в 1956 году, а первый полет прототипа -М-50А состоялся 27 октября 1959 года. В качестве ракетного вооружения на серийных самолетах предполагалось использовать сверхзвуковые КР с размещением их во внутреннем отсеке бомбардировщика, что снижало сопротивление самолета-носителя. Работы по бомбардировщику были прекращены осенью 1960 года при расформировании ОКБ-23, но проведенные работы позволили еще раз существенно поднять технологический уровень и организацию производства авиационной отрасли.
По заданию Главного Штаба ВВС в 1957-1960 годах проводились комплексные исследования по перспективам развития тактико-технических свойств самолетов, гидросамолетов, крылатых ракет и систем "самолет-носитель - самолет-снаряд". Работы велись крупными научными и конструкторскими центрами государства: ЦАГИ, СибНИА, НИИ-15 ВВС ВМФ, ВВИА им. Н.Е.Жуковского, ЛКВВИА им. А.Ф.Можайского, КВВА, НИИ-88, НИИ-1, ОКБ-470, ОКБ-23 и другими организациями.
Перспективные авиационные средства стратегического назначения рассматривались применительно к основным задачам: разрушение крупных промышленных объектов, составляющих основу экономики государства потенциального противника, вывод из строя военно-промышленных центров, уничтожение средств ядерного нападения противника, борьба со средствами ПРО и ПВО, подавление командных пунктов управления и связи. Выдвигались и дополнительные задачи: постановка минных заграждений на основных путях, нарушение морских
и океанских сообщений и др. В качестве основных потенциальных целей рассматривались: стартовые позиции МБР, авианосные ударные корабельные соединения и океанские конвои, крупные промышленные предприятия, основные административно-политические центры, военно-морские базы и важнейшие порты, электростанции, крупные склады оружия (в том числе ядерного и химического), топлива, сырья и т.п.
В рамках поставленных задач прорабатывались и проектировались сверхзвуковые самолеты-бомбардировщики и перспективные самолеты-носители различных типов: дальний стратегический бомбардировщик, гидросамолет, самолет-амфибия круглогодичного использования со взлетной массой от 150 до 450-500 т. При этом боевая нагрузка должна была составлять 5-15 т, высота полета вблизи цели - 20-35 км, скорость полета М=2-4. По назначению они рассматривались в качестве носителя самолетного баллистического снаряда и крылатых ракет, военно-транспортного самолета большой дальности, океанского разведчика.
На основании всестороннего анализа были несколько сужены ТТХ для самолетов наземного базирования и для гидросамолетов. Определенные Заказчиком тактико-технические требования были следующими: дальность полета - 4000 км плюс 1500 км-дальность пуска ракет; максимальная скорость М=3; крейсерская скорость М=2,8 - должны были обеспечить минимальное время реакции и затруднить действия ПВО противника. Результаты комплексных исследований позволили приступить к созданию проектов сверхзвуковых дальних бомбардировщиков, разработка которых была поручена ОКБ-156, ОКБ-51, ОКБ-115, ОКБ-23, группе Р.Л.Бартини. Предполагалось, что бомбардировщик будет атаковать и уничтожать ударные средства противника без захода в зону ПВО. Требования по обеспечению базирования на различных типах аэродромов закладывались исходя из обеспечения "живучести" ударной системы. Проекты ударных самолетов, представленные на конкурс весной 1962 года, по ряду организационных причин приняты не были, но НИР по данной тематике были продолжены до середины 1960-х годов.

Теги: