Создание стратегического бомбардировщика первого поколения с межконтинентальной дальностью и носителя ядерного оружия велось в СССР несколькими ОКБ. Все возникавшие вопросы и проблемы решались с широким привлечением отраслевых НИИ и исследовательских лабораторий. Однако поисковые работы и конструкторские проработки показали нецелесообразность создания на уровне технологий конца 1940-х годов самолетов с большой взлетной массой, оснащенных поршневыми, турбореактивными двигателями или силовыми установками, включающими одновременно и поршневые и турбореактивные двигатели.
Прогресс в области двигателе-строения в начале 1950-х годов позволил конструкторам приступить к разработке нового поколения бомбардировщиков, ставших практически межконтинентальными.
Увеличение скоростей полета самолетов потребовало поиска новых аэродинамических схем, изучения аэродинамики крыла на трансзвуковых, а позднее и сверхзвуковых скоростях, введения новых требований к авиационным конструкциям и технологиям. Применение радиолокации на земле и на борту самолетов для самолетовождения и в прицельных системах, развитие средств связи, аэродромного обеспечения позволили создать всепогодную авиацию, способную к боевым действиям в любое время суток.
Параллельно с разработками новой авиационной техники решались проблемы подготовки инженерных кадров, обучения и переучивания летного и технического состава, обеспечения авиации новыми видами топлива, создания инфраструктуры, включающей базы ремонта и обслуживания авиационной техники нового поколения.
Развитие авиационной техники привело к быстрому развитию сети аэродромов. Использование реактивных двигателей потребовало для обеспечения безопасности авиационной техники использования грунтовых аэродромов с качественно подготовленными ВПП или аэродромов с бетонными ВПП. Если для истребительной и ударной фронтовой авиации рассматривались и были внедрены варианты колесно-лыжных шасси, то для обеспечения базирования (и в первую очередь взлета) тяжелых самолетов было признано целесообразным ускоренное создание аэродромов нового поколения. Для обеспечения народнохозяйственных авиаперевозок были построены аэродромы практически во всех крупных городах страны, а для базирования боевой авиации аэродромов было построено в несколько раз больше.
В это время в основу создания боевых авиационных комплексов в Советском Союзе был положен системный принцип проектирования, когда заказчик (Министерство обороны) имел дело только с Исполнителем (бюро-проектантом или заводом-поставщиком), который был обязан представить на Государственные испытания, проводимые Заказчиком, полностью завершенную систему оружия, обеспеченную всеми летными и наземными подсистемами.
В 1950 году В.М.Мясищев обратился к Правительству с предложением по созданию нового реактивного межконтинентального стратегического бомбардировщика со скоростью полета 950 км/ч и практической дальностью свыше 12 000 км. В результате было принято Постановление СМ СССР от 24 мая 1951 года, на основании которого организовалось новое ОКБ-23 под руководством В.М.Мясищева Оно приступило к разработке проекта бомбардировщика СДБ. Развитием проекта стали бомбардировщики М-4 и ЗМ нескольких модификаций, выпускавшиеся серийно и находившиеся на вооружении дальней авиации практически до последнего десятилетия XX века. ОКБ-23 не только создавали самолеты с чисто бомбардировочным вооружением, но проектировало ракеты и ракетно-авиационные комплексы. Однако разработанные на базе самолетов семейства ЗМ, самолеты-носители авиационно-ракетных комплексов были реализованы в опытных экземплярах или остались в проектах.
В июле 1951 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о начале работ и в ОКБ-156 А.Н.Туполева по скоростному тяжелому бомбардировщику Ту-95. Предварительные исследования по самолету проводились в ОКБ значительно раньше и в окончательной стадии исследований сравнивались два варианта: с четырьмя ТВД и четырьмя ТРД. Прототип самолета Ту-95 - "95/1" с двигателями 2-ТВ-2Ф был выпущен авиазаводом №156 уже в 1952 году. Предполагалось на самолете установить систему крыльевой дозаправки и довести техническую дальность полета до 32 000 км при нескольких дозаправках в воздухе от самолетов-топливозаправщиков. После начала серийного производства самолет Ту-95 стал родоначальником целого семейства самолетов дальнего действия различного назначения (бомбардировщики, носители ядерного оружия, носители крылатых ракет, носители подвесных самолетов, морские разведчики, самолеты разведки и целеуказания, противолодочные, РЛД и др.).
Тяжелые бомбардировщики М-4 (ЗМ) и Ту-95 стали первыми в Советском Союзе межконтинентальными средствами доставки. Бомбардировщики с целью уменьшения вероятности поражения были размещены на аэродромах, расположенных в глубине территории СССР, и несли постоянное боевое дежурство в воздухе, также как потенциальный противник.
Решение о создании в ОКБ-156 высотного межконтинентального стратегического бомбардировщика на базе Ту-95, обладавшего возможностью преодоления средств ПВО на большой высоте, было принято в 1952 году. Бомбардировщик "96" был построен в единственном экземпляре и в 1956 году прошел заводские испытания. Аналогичные работы по созданию высотного стратегического бомбардировщика, проводившиеся в ОКБ-23 Главного конструктора В.М. Мясищева, были завершены на проектной стадии. Почти олимпийский довоенный лозунг "Летать Дальше всех, Выше всех, Быстрее всех" для авиации частично утратил актуальность в связи с быстрым развитием высотных истребителей-перехватчиков и зенитных управляемых ракет вероятного противника. Поэтому в СССР дальнейшие работы по развитию высотных дозвуковых бомбардировщиков были прекращены. Правильность принятого решения была подтверждена в уже 1960-х годах в ходе войны во Вьетнаме, где американским бомбардировщикам В-52 противостояли ЗРК систем С-75 и С-125 советского производства, обладавшие верхней границей зоны поражения значительно превосходящей потолок самолета.
Появление у потенциального противника таких средств доставки ядерного оружия как межконтинентальные баллистические и крылатые ракеты поставило перед конструкторами самолетов и командованием ВВС новую задачу обеспечения возможности быстрого рассредоточения ударных сил авиации для исключения (снижения) степени поражения в результате упреждающего удара противника. Кроме создания сети высококлассных военных аэродромов, на всей территории страны в качестве выхода было предложено создание тяжелых бомбардировщиков-гидросамолетов, которые могли базироваться на внутренних водоемах, а при угрозе нападения рассредоточивались бы и по внутренним водоемам страны и на внешних морях для подготовки ответного удара.
Параллельно с задачами сохранения ударной авиации при упреждающем ударе противника рассматривались вопросы обеспечения прорыва авиации к стратегически важным объектам противника на его территории. По оценкам заказчика на рубеже 1950 -1960-х годов самолет-бомбардировщик со сверхзвуковой скоростью полета и потолком 25 000-30 000 м в районе цели мог обеспечить нанесение прицельного удара ядерными бомбами по объектам, защищаемым средствами ПВО. Появление на вооружении капиталистических стран с середины 1950-х годов зенитно-ракетных комплексов, обладавших значительно большими дальностью, высотой и вероятностью поражения воздушных целей, по сравнению с зенитной артиллерией, привело к необходимости создания поколения сверхзвуковых самолетов-бомбардировщиков с практическим потолком в районе цели до 25 000 м.

Теги: ,